Очередной фейк российской «журналистики» оказался еще более зловещим, чем выдумка о распятом мальчике. Казалось, более страшную ложь никто уже не придумает, но нет — медиа соседней страны смогли сделать невозможное.
ФЕЙКИЗАЦИЯ СМИ
История с интервью с умершей девушкой из Керчи демонстрирует, что глубина профессионального падения кремлевских пропагандистов, которые маскируются под журналистов, просто безгранична. То есть они не только борются с Украиной и другими «врагами России» с помощью дезинформации. Все намного хуже. В российских пропагандистских медиа уже просто вообще не осталось журналистики, и освещение любых внутрироссийских или международных событий уже подается без соблюдения этических канонов и профессиональных журналистских стандартов. Это значит, что продуцирование и трансляция лжи на весь мир или уже есть, или вскоре станет тотальной, и ни одному материалу СМИ РФ верить просто нельзя по определению.
Впрочем, понятно, что в реалиях современного мира невозможно полностью отрадиться от российских или любых других сомнительных информационных источников. Что делать? Как защитить себя от фейков, но оставить свои глаза и уши открытыми для разносторонней информации?
Современная медианаука дает только один ответ: нужно повышать медиаграмотность пользователей информационного продукта. Люди должны научиться самостоятельно отличать медийную ложь от правдивых новостей — другого рецепта нет.
В принципе, о таком методе защиты от фейков, как тщательный отбор источников и верификация информации знает, кажется, уже каждый образованный человек во всех цивилизованных странах. Теоретически знает. Но на самом ли деле эти знания и их приложение на практике надежно защищает человека от проникновения в его сознание неправдивых сведений и дезинформаци? К сожалению, нет.
БЕЙ, БЕГИ, ЗАМРИ
Условия развития homo sapiens обеспечили нам способность быстрой реакции на окружающую нас действительность. Рефлекс «бей-беги» — это заложенная в природу человека способность скорой и мгновенной реакции на событии, реакции без дополнительной проверки и спокойного анализа ситуации. Теперь, в современном мире фейков, человеку нужно научиться не реагировать мгновенно на полученную из внешнего мира информацию, то есть прибавить к этой дилемме «бить или бежать» третий вариант действия — замереть и ничего не делать, только собирать и анализировать дополнительную информацию.
В этом состоянии оцепенения человек должен рационально изучить всю доступную ему информацию, чтобы таким образом узнать, правдивой ли была новость, которую он увидел первой и которая заставила его «оцепенеть». Действительно ли мы реагируем на важные для нас новости именно таким образом? Конечно, нет. «Наш мозг функционирует почти как большая корпорация. Представитель исполнительной власти — наше контролируемое сознание — уделяет внимание наиболее важным или новым вопросам и переадресовывает рутинные дела подчиненным. Это делегирование ресурсов внимания позволяет нам реагировать на многие ситуации быстро, эффективно, интуитивно, не тратя время на обдумывание и анализ», — пишет Дэвид Майерс в своей работе «Социальная психология».
Современный человек все еще пытается «бить или бежать», то есть реагировать мгновенно и интуитивно, а не рационально, если то, что он увидел или услышал, оказывает сильное влияние на его чувства. В состоянии испуга или в состоянии эйфории рацио «отодвигается» на «второй план», и все — фейковая новость, если она вас очень испугала или, наоборот, очень развеселила, уже попала в ваше сознание как полноценная информация, которой можно доверять. Именно поэтому российские пропагандисты используют настолько ужасные выдумки — «распятый мальчик», чтобы «отключить» у человека рациональное восприятие и заставить его верить в любой бред. (На других войнах были не менее пугающие образы — футбол отрезанными головами, ожерелье из детских ушей...)
СУСЛИКА ВИДЕЛ?..
Для изменения этого запрограммированного поведения человеку нужно научиться быть рациональным даже в состоянии эмоционального потрясения. Без этой защиты от фейков не построишь. Но сказать легко — сделать сложнее, если вообще возможно.
Допустим, вы решили разобраться спокойно и тщательно, является ли правдивой увиденная вами новость. Как вы можете ее проверить? Просмотреть другие источники информации? Но может быть ситуация, когда много медиа сообщают один и тот же фейк, почему бы нет — такое нельзя исключать.
Еще менее реализуем на практике самостоятельную проверку информации. Сложно понять, как этот совет могут на полном серьезе использовать некоторые тренеры по медиаграмотности. Потому что реалии современного мира таковы, что человек должен доверять тому, чего ни он сам, ни его близкие никогда не видели своими глазами и никогда не увидят. Роль обеспечения информацией о внешнем мире уже давно играют не наши собственные органы ощущений, а средства массовой информации, а теперь еще и т.н. новые медиа, прежде всего социальные сети. Жизнь современного человека состоит из новостей, которые он не может самостоятельно доказать или опровергнуть. И это — просто неограниченное пространство для манипуляций даже с сознанием человека, который пытается мыслить рационально, в частности, проверяет всю информацию.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ «ЗАВАЛ»
Но это еще не все проблемы, с которыми сталкивается человек, который решил вести себя рационально и проверять всю важную для него информацию из медиа и соцсетей.
На этом пути человека ждет другая ловушка — информационная перегрузка.
Например, вы увидели новость о начале полетов нового лоукоста, у которого цены на билеты будут самыми низкими. Это была именно новость, не реклама — я сама такую недавно видела.
Следовательно, что должен сделать рационально мыслящий, медиаграмотный человек? Правильно, сравнить цены нового перевозчика с ценами конкурентов.
Но иногда, на популярных направлениях, бывает достаточно сложно. Если вам понадобится сравнить несколько десятков разных вариантов перелетов, включая перелеты с пересадками и перелеты из других городов, при условии, что вы туда можете добраться наземным транспортом, не факт, что в итоге вам удастся точно подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что упомянутый в новостях рейс действительно является самым дешевым. Вы просто будет перезагружены и в итоге просто или поверите, или не поверите авторам материала о дешевых билетах. То есть вернетесь к состоянию мадианеграмотного человека.
Скорость обработки информации у человека — как и у компьютера — величина конечная. В случае информационной перегрузки, когда количество полученной информации превышает возможности ресурсов для ее хранения, компьютер сообщает о переповнении памяти. Человек просто перестает воспринимать поступающую информацию, погружаясь в состояние информационного «ступора». В результате рациональный выбор, рациональная оценка полученной информации для него уже сложное и неподъемное дело.
Таким образом, если даже человек является медиаграмотным и пытается действовать правильно и разумно, он очень ограничен в своей способности обнаружить фейк.
Во-первых, из-за отсутствия гарантии относительно достоверности информации, «которую сам не видел и не слышал».
Во-вторых, из-за информационной перегрузки, которая с ним может произойти в случае проверки новости на популярную тему.
Впрочем, самой распространенной причиной малоэффективности существующих лекарств от фейков — проверка информации — все же чаще объясняется первой причиной.
КОСМИЧЕСКИЙ БРЕД
Кстати, именно этим — невозможностью самому все услышать и увидеть — объясняется феномен распространения веры в плоскую землю. Вот краткое описание этой «теории».
• Земля является плоским диском 40 000 километров в диаметре, с центром в районе Северного полюса.
• Солнце и Луна вращающиеся над поверхностью Земли. То же самое происходит со звездами.
• Гравитация возникает из-за того, что Земля движется вверх с ускорением 9,8 м / с .
• Южного полюса не существуют. То, что нам кажется Антарктидой — ледяная стена, которая опоясывает мир.
• Все фотографии Земли из космоса — подделки. Высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде.
Наверное, вы не будете удивлены, если узнаете, что этот бред активно распространяется... российскими СМИ!
В сентябре 2017 года на телеканале РЕН ТВ о теории плоской Земли был показан целый документальный фильм в рамках проекта «Наиболее шокирующие гипотезы». В нем, в частности, утверждалось, что агентство NASA (конечно же, во всем виноваты американцы!) специально редактирует снятые с орбиты фотографии, чтобы заставить людей думать, что Земля имеет форму шара. Показательно, что ведущий проекта по итогам года получил премию ТЭФИ как лучший автор научно— просветительских проектов.
Но не только у соседей СМИ умудряются всерьез распространять подобную «дичь». Вот подборка относительно свежих заголовков статей уже из украинского информационного пространства: «5 доказательств, что Земля является плоской», «Названы основные причины считать Землю плоской», «Как объясняют равноденствие сторонники теории о плоской Земле?».
На примере распространения этой безумной гипотезы можно увидеть, как по миру шагает выдумка. В данном случае это «космический бред», в другом, «с мальчиком в трусиках» — ложь об Украине и украинцах. Но методы транслирования и продвижения те же — шокирующее сообщение, которое сами люди не могут проверить и последующее нагнетание страстей вокруг этого фейка.
Домашнее задание читателям — попытайтесь опровергнуть фейк о «плоской Земле», пользуясь советами из курсов медиаграмотности. И напишите в редакцию о результатах и ваших впечатлениях от процесса.