Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разговор с прошлым по-чешски

Иоахим Дворжак: На нашем ТВ особенно востребовано документальное историческое кино
9 июня, 2011 - 21:08

С Иоахимом Дворжаком — главным редактором пражского издательства Labyrint, которое издает интеллектуальную книгу, «День» встретился в Киеве. Чешский издатель приехал в Украину с лекцией «От самиздата до успешного издательства», чтобы принять участие в первом «Книжном Арсенале». В этой сфере у Иоахима Дворжака богатый опыт — его собственный самиздат вырос до 250-страничного журнала Labyrint Revue о современной культуре, литературе, музыке и театре.

На первый взгляд может показаться, что своим успехом пражское интеллектуальное издательство обязано именно высоким общественным запросам и государственной поддержке. Ведь в Украине тоже были стоящие самиздаты, судьба которых не такая успешная из-за отсутствия, по крайней мере, последнего компонента. Но, как оказалось, не все так просто. Несмотря на очевидный прогресс в развитии демократических институтов, у стран бывшего социалистического лагеря еще много нерешенных задач.

Что читает сегодня чешская молодежь и каким способом она познает свою историю? Наконец, почему, как утверждает наш собеседник, чехи не любят вспоминать свое прошлое 50-летней давности? Субъективный и, впрочем, показательный срез современного чешского общества — в беседе «Дня» с Иоахимом ДВОРЖАКОМ.

— Вы являетесь главным редактором издательства, которое в своей работе ориентируется на серьезную прозу и поэзию. Помогает ли чешскому обществу современная интеллектуальная книга преодолевать постсоветский синдром?

— Я считаю, что в чешском обществе уже не осталось комплексов, связанных с советским прошлым. Конечно, есть много людей старшего поколения, которые все еще ностальгируют по прошлому. И иногда это старшее поколение не может достичь взаимопонимания с молодыми. Поэтому, например, люди в возрасте 20—25-ти лет читают совсем другие книги, чем их родители или дедушки и бабушки.

— Какими книгами интересуется чешское молодое поколение? И каким образом, как вам кажется, Чехии удалось преодолеть постсоветское наследие?

— Некоторые люди этот советский стержень в себе никогда не перестанут ощущать. Их даже не интересует, что происходит в современной культуре. Часто в Чехии родители не разговаривают с детьми на «свои» темы. Поэтому молодежь вообще не чувствует влияния постсоветского наследия. Если молодой писатель пишет книгу (мы говорим о художественной прозе), то в основе ее сюжета будут, скорее всего, те события, которые он помнит из своего собственного детства. Это, как правило, 1980-е годы. А ситуация в 1980-х очень отличалась от 1950-х.

В то же время, молодое поколение в Чехии читает очень мало. Сегодня в нашей стране наиболее популярными являются комиксы и графические романы.

— Если влияние интеллектуальных изданий не существенно, то каким способом происходит развитие общества, передача исторической памяти и, наконец, переосмысление советского тоталитарного периода, которое, вне всякого сомнения, нужно всем странам бывшего социалистического лагеря?

— Молодежь в возрасте 15—25-ти лет много времени проводит в социальных сетях. Они мало читают, это касается не только книг, но и журналов. Они значительно лучше воспринимают визуальное и с большим удовольствием будут слушать музыку. Что касается развития, то это, скорее всего, зависит от семьи и воспитания в детстве. Если у этих людей родители-интеллектуалы, то нет никакого опасения, что они никогда не найдут дорогу к книге. Но в Чехии есть много и таких семей, где родители никогда не читали книг, а лишь смотрели телевизор. Тогда и их дети никогда не будут читать, что бы не делали издатели, редакторы и организаторы книжных ярмарок.

Что касается переосмысления советского прошлого, то за последние три года в Чехии были сняты несколько фильмов. В основу некоторых сценариев положены сюжеты из книг. Все снятые фильмы касаются периода 70—80-х годов. В них авторы поднимают тему «стукачества», ведь в то время было очень много доносчиков, которые принадлежали к обычным семьям и вели обыкновенную жизнь.

Что эти люди делают сегодня? Они живут среди нас. Весьма возможно, что «стукачом» мог быть кто-то из наших родителей. Но все эти фильмы снимают те люди, которые в 70—80-х были детьми, то есть сами не могли быть «стукачами», их не мучает совесть. И именно в тот момент, когда эти дети узнают, что в прошлом делали их родители, происходит преодоление постсоветского наследия. Когда вопросами и проблемами прошлого начинает заниматься новая генерация, которая не имеет за плечами багажа советского опыта. Поэтому переосмысление истории — это лишь вопрос времени и открытости в дискуссиях о прошлом.

Кстати, похожий пример можно найти в истории послевоенной Германии. Только через 30 лет после войны, когда дети, которые сами не брали в руки оружие, начали задумываться над вопросом вины своих родителей, произошло обновление немецкого общества. А открыто поднимать еврейский вопрос в Германии стали еще через 20 лет. На протяжении полувека эта тема была под запретом, ее не поднимали ни в школе, ни в порядочном обществе. Поэтому нужно время.

— Кто поддерживает производство документально-исторических фильмов в Чехии — государство или частные спонсоры?

— Финансирование каждого фильма состоит из нескольких частей. Если говорить ориентировочно, то государственные средства составляют четвертую часть всего бюджета фильма. Остальное — это гранты от ЕС, спонсорская помощь крупных предприятий или частных предпринимателей.

— Если такой фильм выходит, покажут ли его по чешскому телевидению?

— На телевидении существует очень большой спрос на эти фильмы. Как правило, через два года после того, как фильм появляется в кинотеатре, его показывают по телевидению. Кроме того, каналы принимают участие в съемках фильмов технически.

— Недавно в «Дне» было опубликовано интервью с чешским журналистом Ярославом Пешеком, который отметил, что в Чехии до сих пор заметно влияние Кремля. В частности, господин Пешек привел один яркий пример: чешское издательство опубликовало перевод довольно острой книги немецкого автора о Путине. Через несколько дней в это издательство пришли два представителя посольства РФ и заговорили о том, что, выпуская книгу о Путине, издатели воспользовались не лучшими источниками. После визита работников российского посольства издательство выпустило другую книгу о Путине — авторства одного из депутатов Госдумы, которая описывала личность нынешнего российского премьера в абсолютно другом свете. То есть люди еще помнят времена, когда такое появление означало поездку на север. Известна ли вам эта ситуация и чувствуете ли вы страх в обществе?

— Я не чувствую никакого страха. В Чешской Республике каждый может издавать, что захочет (хотя, конечно, публикация текстов, агрессивно настроенных против какой-то расы, религии или сексуальной ориентации, запрещена законом). Об этом примере, который вы приводите, мне нечего не известно, и он кажется мне в некоторых моментах преувеличением. Кто-то очень позитивно относится к России и поэтому хвалит Кремль, а кто-то другой, наоборот, его критикует. Это абсолютно нормально. Уровень демократичности в медиа у нас очень высокий.

— За несколько лет вам удалось развить свой самиздат Labyrint Revue до 250-страничного журнала о современной культуре, музыке, литературе и театре. В чем залог такого успеха в обществе, которое, по вашим словам, без фанатизма относится к интеллектуальным изданиям? Это результат государственной программы и поддержки или вы разработали уникальную формулу самоокупаемости? Поделитесь секретом с украинскими издателями.

— Я бы сказал, что важно выдержать и не отступить перед препятствиями, которые обязательно будут появляться. Ведь в искусстве крутится, как правило, очень мало денег. Когда появляются препятствия, у людей обычно не хватает стимула и желания их преодолевать. Например, с финансированием в Чехии тоже очень сложно. Ежегодно я могу подаваться на грант от государства и ежегодно его получаю. Но это, как правило, третья или четвертая часть всего бюджета издательства. Labyrint Revue выходит так долго, потому что я не колебался время от времени вкладывать в него и свои частные средства. Я верю в смысл подобных начинаний, даже если они не приносят мне ни прибыли, ни выгоды. У меня очень простая позиция: совсем не обязательно пытаться любой ценой стать частью мейнстрима, можно довольствоваться и тем, что, хотя о вас и знает небольшая группа людей, они чрезвычайно вдумчивые и просто первоклассные читатели.

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ