Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Размышления у парадного портрета

14 августа, 1998 - 00:00

Название августу римляне дали по имени знаменитого императора
не зря. Что-то есть в этом месяце венценосно-щедрое. Первая его неделя
на отечественном TV запомнилась торжественным гимном, который многие каналы
так или иначе, но спели в честь юбилея нашего Президента. Портрет юбиляра,
привычный для официоза прежних лет, оказался пока непривычным для телеаналитиков
новейшего времени жанром. И как оказалось, весьма захватывающим, хотя бы
тем, как заманчиво подыскивать ему аналогии в истории мирового искусства.

Интеровские «Подробности» решили воссоздать масштаб личности главы державы
на фоне широкой исторической перспективы. То бишь в контексте постсоветского
пространства, с его разнообразием живучих мифов о демократической вершине.
Пожалуй, наиболее уместным сравнением для такого выбора может быть добротный,
мастеровитый портрет эпохи раннего итальянского Возрождения. Притом групповой,
когда среди магнатов, затейливо расположившихся в тени фантастических палаццо
под апельсиновыми рощами — выбирается и выделяется один, исполненный «скромного
обаяния». В эту стильную идиллию ренессанса вкралась ирония постмодерна.
Вкралась «предательскими» сюжетами о безысходных буднях и невзрачной повседневности
нашей страны. О чем и поведала ведущая «Подробностей» Марина Остапенко
(почему-то скороговоркой и опасливо улыбаясь), пожелав юбиляру в будущем
иных, более оптимистичных тем из жизни ведомого им народа.

В «Вістях тижня» Миколы Канишевского (ICTV) как и в интеровских «Подробностях»
поздравление Президенту было завершающим сюжетом. А его создателем, по
элегантному замыслу Канишевского, стал автор книги о Леониде Даниловиче
— Юрий Луканов. Он выбрал тип портрета, в котором главное — путь, пройденный
героем. Собственно, драматизм здесь подразумевался рембрандтовский (см.
«Возвращение блудного сына»), а насыщенность действия — рубенсовская (монументальность
полотен из жизни венценосных особ). Правда о гуще народной жизни, в которой
живет наш Президент, здесь соседствовала с кадрами щемящего одиночества
и заброшенности отдельных сограждан приблизительно того же пенсионного
возраста. Отчего уже не ирония, а сарказм звучал в монтаже тем и фотоматериалов.

Чего не скажешь о «7 днях» Вадима Долганова (УТ-1), посвятивших юбиляру
20-минутный пролог программы. С доходящим до экстаза пиететом были использованы
«в мирных целях» и ретроспектива архивных материалов, и эксклюзивное интервью
с одиозной дачи в Форосе, и не менее одиозное прямое включение в поздравительные
поцелуи прибывающих в гости первых лиц, и авторские восторги от их символических
подарков. И даже отчет о подписанных непосредственно на даче президентских
указах. Апофеозом же стала фраза господина Долганова о международном значении
этого празднества и репортаж с Крещатика, где строители мудро вспомнили
еще одно удивительное совпадение: 9 августа — день рождения мэра Киева
господина Омельченко и день строителя. Чем не египетские фрески — с каноническим
коленопреклонением и воздеванием рук к солнцеликому фараону и его приближенным?
И следующий после праздничных реляций сюжет о счастливых колхозниках Житомирщины,
логично указывающий на место народа в иерархической перспективе.

Однако наиболее емко и лаконично сущность президентского телеюбилея
воплотилась в коротком клипе «Студии «1+1», запущенном в рамках акции «Нас
52 миллиона». Изначально запрограммированный как идеологический, этот проект
воплощал общественную идеологию нового типа. Так сказать, гражданский оптимизм
с человеческим лицом. И именно по контрасту с человеческими лицами на любительских
снимках этих 52-х миллионов, по контрасту с читаемыми в этих лицах судьбами,
галерея паркетно-плакатных фотопортретов первого лица прозвучала пощечиной
не только безупречному вкусу уважаемой студии.

Впрочем, сам по себе выбор парадного портрета для чествования высокого
юбиляра эстетически — вне подозрений. И этот жанр знает правду о властелинах,
вспомним Веласкеса и Гойю. Этически же непрошибаемая официозность, избранная
телевизионщиками не зависимо от их политических предпочтений, оскорбительна
и унизительна для чести и достоинства лица любого ранга, оказавшегося перед
телеэкраном в эти величальные дни. Оскорбительна топорным подобострастием,
и профессиональным бесстыдством, позволяющим смешивать праведное с грешным.

В сущности, для нашего телевидения и для общества в целом первое празднование
юбилея действующего Президента страны — это еще один опыт независимости.
Еще один горький опыт.

Диана КЛОЧКО, Анна ШЕРМАН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ