Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разноголосица экспертов

О краже истории Киевской Руси, нравах военных генералов и рвении тыловых люстраторов
26 июня, 2015 - 12:52
Игорь ЛОСЕВ
Игорь ЛОСЕВ

На телеканале, который скромно именует себя ЦК — центральный телеканал, в программе «Український клуб» выступал модный нынче аналитик Алексей Арестович. Вначале г-н Арестович коснулся очередной московской новации — намерения поставить в российской столице памятник киевскому князю Владимиру, который, чем особенно гордятся инициаторы, должен быть не менее чем на три метра выше памятника в Киеве. Лица, упорно отрицающие роль знаково-символической сферы в политической жизни, как всегда, ехидно усмехнутся и махнут рукой — мол, пустяки. Нет. И я согласен с Алексеем Арестовичем, который оценил важность этой акции. Зачем вдруг Москве понадобился памятник древнеукраинскому монарху, который не имел отношения к собственно российской государственности, жил в те времена, когда никакой Москвы не было? Наш противник ничего не делает просто так. Князь Владимир в столице РФ — это символ, это предъявление претензий на всю территорию Украины, на все население Украины, на всю украинскую историю. Понятно, что отсталой провинции Киевской империи, не имевшей собственной яркой родословной, нужно творить свой исторический миф. За столетия существования Российской империи его сочинили, но ныне миф подрывается существованием независимого украинского государства. И в самом деле, как объяснить российскому школьнику, почему история его страны начинается за границей, на Днепре в Украине? Без овладения Украиной российский исторический миф постоянно пребывает под угрозой. Борьба за историю тесно связана с борьбой за территории, за политическое и экономическое доминирование.

К сожалению, немалая часть украинского общества этим намерениям Кремля подыгрывает разговорами об «общей истории», о «братском народе», «колыбели трех славянских народов» в Киевской Руси и т. д. С этим историческим капитулянтством пора заканчивать. Нужно четко и ясно определиться с тем, что Украина — единственный полноправный и законный наследник Киевской Руси. Никакого совместного владения тут быть не может.

МЫ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

А вот с другой идеей Алексея Арестовича (еще одним ее известным сторонником является г-н Друзенко, бывший уполномоченный правительства по этнокультурной политике) согласиться сложно. Эксперт утверждает, что в национальном отношении Украина должна строиться по модели США, как государство без четко выраженного этно-национального лица. Арестович упрекнул украинских националистов, что они якобы хотят построить в Украине этническое государство. Но это противоречие в определении — националисты, если они националисты, должны строить национальное государство, то есть государство людей, которые, независимо от своего этнического происхождения, считают себя неотъемлемой частицей государствообразующей нации, в нашем случае — украинской.

Украина, собственно, как и многие другие европейские государства, не может быть наподобие США, или Канады, или Австралии, не может быть государством эмигрантов, поскольку имеет свое коренное население — украинцев, которые составляют 80% жителей страны. Мы — не государство переселенцев отовсюду, у нас есть то, что свойственно и другим европейским странам — связь почвы и крови, земли и народа. И поэтому мы по определению — национальное государство.

Призывы Арестовича и Друзенко — это политика построить Украину не для украинцев и без украинцев. Но создать в Украине общество, где кому-то удалось бы куда-то оттеснить, спрятать, устранить 80% населения— ни у кого не выйдет. Государство Украина — возможно только как национальное государство. Я часто на телеканале RTVI смотрю программу «Израиль за неделю», где выступают политики, журналисты, деятели культуры этой страны. Они часто употребляют второе наименование Израиля — Еврейское государство, подчеркивая его национальный характер. А ведь им было намного сложнее, чем нам, у них ведь люди съехались со всего мира — разнорасовые, разноязычные, разнокультурные. Но это не помешало в тяжелейших условиях построить государство именно национальное, еврейское.

Польша — национальное государство. Венгрия — национальное государство, Италия — национальное государство, Германия — национальное государство. Для Европы — это скорее правило, чем исключение.

ЧТО ХОРОШЕГО В БОНАПАРТИЗМЕ?

В моем телеящике есть белорусский телеканал ТРО. В общем, ничего интересного, бесконечное воспевание СССР, пламенной белорусско-российской дружбы. Правда, почему-то мало популяризируют товарища Лукашенко. Не иначе, как российские братья ограничивают (канал совместный, РБ и РФ рулят им на паях), великий вождь может быть только один... Но иногда проскальзывают занимательные и поучительные сюжеты. В частности, посмотрел документальный телесериал «Холодная война», часть, повествующую об арабо-израильской войне 1967 и 1973 годов. Обратила на себя внимание оценка противника израильским генералом Ариэлем Шароном: «Египтяне — хорошие солдаты, но офицеры у них — полное ничтожество». Ну, у нас тоже есть проблемы с офицерским корпусом, а более всего — с генералитетом. А еще один генерал израильской армии, Хаим Герцог, объяснил, что в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) высокий процент потерь в офицерском корпусе объясняет многие блестящие победы Израиля. Проще выражаясь, офицеры ЦАХАЛ не отсиживаются за спинами своих солдат, а ведут их за собой, являясь для них наглядным примером, что и обеспечивает тот дух боевого братства от солдата до генерала, характеризующий ЦАХАЛ. Между прочим, Ариэль Шарон со временем станет премьер-министром, а Хаим Герцог — президентом. Это у нас разные псевдолибералы пугают бонапартизмом, властью военных, а в Израиле никто не боится, когда бывшие боевые генералы (впрочем, боевые генералы бывшими не бывают) приходят в высшее государственное руководство.

У нас в зоне АТО солдаты часто жалуются, что редко видят старших офицеров, а генералов не видят вовсе. Ну, тут доминируют советские неустранимые традиции. Российский историк Марк Солонин в книге «22 июня. Анатомия катастрофы» пишет, как многие советские генералы в начале войны не бывали в расположении своих войск и не имели с ними связи. Заместитель командующего Западным округом Болдин находился, как он сам рассказывал, «в живописном лесном уголке», а вверенные ему части — где-то в других местах. Генералы вермахта (Манштейн, Гудериан и др.) на автомобилях врывались на передовую и руководили сражениями из боевых порядков своих войск, рискуя быть раненными или убитыми. Поэтому они крайне редко теряли управление войсками. Кстати, как отметил генерал Хаим Герцог, израильский офицер никогда не отдаст команду «Вперед!», а только «За мной!».

В Украине до сих пор почитают советских генералов, тем более, если они были уроженцами Украины. Вот, например, в Днепропетровске стоит памятник командующему воздушно-десантными войсками Советской армии Василию Маргелову, активному участнику оккупации Чехословакии в 1968 году. Вот что написал московский историк и писатель Леонид Млечин в книге «Юрий Андропов» о совещании у министра обороны СССР маршала Гречко перед вторжением в Чехословакию:

«Как обычно отличился командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Василий Маргелов.

— Товарищ министр! — выпалил он. — Все семь дивизий готовы разнести в клочья любого противника! — Спокойно, генерал, — заметил Гречко. Когда совещание закончилось, главный десантник Маргелов остановил в дверях командующего 38-армией генерала Майорова.

— Ну,что, понял, Саша?

— Так точно, Василий Филиппович.

— А что понял?

— Действовать надо решительно и твёрдо управлять войсками.

— Е...ть надо и фамилию не спрашивать — вот что надо! — весело сказал командующий десантными войсками. Генерал Майоров остолбенел...»

Несмотря на то, что чехи и словаки не оказывали вооруженного сопротивления, сотни людей в Чехословакии во время советской интервенции погибли. А ныне воспитанники генерала Маргелова в составе десантных подразделений Российской Федерации браво убывают украинцев на Донбассе. Будем и далее гордиться нашим земляком Маргеловым?

«ВИЗАНТИЙЩИНА, КУЛУАРНЫЕ ДОГОВОРНЯКИ, ГРЯЗНЫЕ ИГРЫ»

У Шустера обсуждали отставку шефа СБУ Валентина Наливайченко. Нардеп Добродомов заявил, что в таком случае в отставку нужно отправить и генпрокурора Шокина, и министра внутренних дел Авакова.

Надо признать, что СБУ при всех справедливых к ней претензиях выглядит явно лучше, чем МВД и ГПУ.

Нардеп Семен Семенченко поделился горькими разочарованиями в деятельности действующей власти: никаких реформ нет, как и никакой борьбы с коррупцией. Согласен с комбатом. Все громкие фразы Порошенко о героических свершениях в стиле отца экономического чуда в Сингапуре Ли Куан Ю остались пустыми фразами. Все более очевидно, что сегодня мы имеем либерализированный режим Януковича во главе с Порошенко. Изменились лица при власти, а сама система, которая вот уже двадцать лет терзает Украину, осталась неизменной: всевластие олигархов и бюрократии и тотальное, хорошо организованное разворовывание страны. И абсолютный правовой иммунитет для высокопоставленных воров. Идеалы Майдана преданы и проданы. Нынешние вожди должны покаяться и признать себя обманщиками украинского народа.

Нардеп Борислав Береза охарактеризовал актуальную политическую жизнь так: византийщина, кулуарные договорняки, грязные игры. Украина — страна, а не фирма, поэтому ею нельзя руководить, как фабрикой «Рошен», как заводом «Южмаш», ею уже руководили...

Главный люстратор нардеп Егор Соболев заявил, что голосовал за снятие Наливайченко, и напомнил, что шеф СБУ должен быть уволенным еще по люстрации. В качестве главной претензии Соболев напомнил, что Наливайченко учился в институте КГБ. Ну, Владимир Путин учился на юридическом факультете Ленинградского университета, где в свое время, в Санкт-Петербурге, учился крупнейший идеолог украинского национализма Дмитро Донцов. Наших люстраторов, как в свое время и советскую власть, подводит склонность исключительно к формальным обстоятельствам при некотором равнодушии к сути явлений.

Шустер предложил проголосовать: 87% людей в студии высказались за то, что Наливайченко уволили за его обвинение прокуратуры в коррупции. Надо готовиться и Саакашвили, он тоже резко высказался об отечественных прокурорах...

Сенсационное сообщение сделал главный военный прокурор Матиос. Якобы несколько бойцов батальона «Торнадо» осуществляли пытки задержанных. Потерпевшие написали жалобы. Матиос с удивительной для прокурора доверчивостью воспринял эти жалобы. Он сказал, что не верит, что пострадавшие могли все сами сочинить. Ну, события 2014 — 2015 гг. показали, что нет такой мерзости, на которую не пошли бы враги Украины.

Хотелось бы верить, что у Матиоса есть более серьезные доказательства, нежели личная убежденность. А если бы у нас был внушающий доверие суд, я мог бы сказать: суд разберется...

 

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ