Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Развлечения превыше всего

Почему даже интеллектуальная игра превращается в фарс
2 ноября, 2006 - 19:18

Новый телевизионный сезон на разных каналах ознаменовался появлением ряда новых телепроектов («Зірковий дует», «Один у полі», «Брейн-ринг» на «Интере»; «Далі буде...», «Незручна тема» на Первом Национальном; «Хочу заміж!» на «Новом канале»), полным или частичным изменением формата предыдущих программ («Чорним по білому» на «1+1», «Ключовий момент» на «Интере»). Также в эфир продолжают выходить проверенные временем и рейтингами программы. Следовательно, телеканалы пытаются не только придерживаться своих телетрадиций, но и удовлетворять телевизионные потребности как можно более широкого круга зрителей, создавая новые «телепродукты», что, безусловно, звучит более чем позитивно. Вместе с тем уж слишком часто приходится слышать в адрес каналов от людей различного ранга и возраста: «Нечего смотреть по телевизору...» Получается какой-то парадокс. Хотя такое недовольство зрителей вполне понятно. Не будем говорить о двадцатиминутном блоке рекламы, внезапно прерывающем фильм, к тому же почти каждый раз в кульминационный момент, ведь, с одной стороны, это вполне законно, а с другой — телезрители уже привыкли к этому. Проблема в другом. Достаточно полистать программу телепередач на неделю, чтобы убедиться, что на каждую новую программу любого направления приходится появление по меньшей мере нескольких телесериалов заграничного (чаще всего — русского) или, что, понятно, значительно реже, отечественного производства, о качестве большинства которых говорить что- либо — излишне.

Волнует другое — качество и направление программ, предлагаемых телеканалами. Большинство (иными словами — почти все) проектов являются развлекательными, что, в принципе, тоже неплохо. Однако возникают вопросы: куда делись телепередачи, сочетавшие информативность и актуальность, наталкивающие на размышления? На «Интере» попробовали возродить игру интеллектуалов «Брейн- ринг». Теперь вместо взрослых здесь играют дети, отсюда и название программы «Teen-ринг». Участники проекта, выходящего в пятницу и субботу на уже упомянутом канале, не эрудиты с огромным жизненным опытом и багажом знаний, а обычные мальчики и девочки, желающие испытать себя на прочность, смекалку и интеллект. Что больше всего удивляет в этом проекте, так это поведение Олеся Бузины, ведущего, который, кажется, относится к игрокам не как к детям, не как к эрудитам, постоянно комментируя и давая свою оценку неправильным ответам школьников, уровень подготовка которых часто тоже достаточно приземленный.

Удивляет тот факт, что большинство познавательных, интеллектуальных программ выходят или утром (когда потенциальные зрители на работе или в университете), или ночью. Яркий факт: на «Новом канале» почти в прайм-тайм (в 18.00) транслируется программа «Неймовірні пригоди Вєрки Сердючки в Італії», а программа «Зона ночі. Культура» — ночью (в 3.15). На этом же канале ночью (перед или после «Зони ночі») рассказывают о церквях, памятниках культуры, а днем (в конечном счете, как и на других телеканалах) — сериалы, сериалы, сериалы...

На Первом Национальном, кроме нововведений с музыкально-развлекательными программами (что широко наблюдается на многих каналах, в частности, в эфире «Интера» также стартует новая музыкально-развлекательная программа «Ранні пташки»), делают попытку сохранить серьезную тональность ток- шоу «Толока», выходящего в прямом эфире по четвергам на упомянутом канале. Однако темы обсуждения иногда просто поражают и не самым лучшим образом. Например, последняя тема программы была сформулирована вопросом «Готова ли Украина к легализации проституции?» Во-первых, данная проблема уже сотни раз обсуждалась на различных каналах с различными ведущими и гостями. Во-вторых, неужели в обществе назрело так мало актуальных тем, чтобы рассматривать эту проблему, обсуждение которой, скорее всего, не принесет никаких результатов или изменений? И нужны ли они нашему обществу?.. На «УТ-1» также появились сугубо молодежные программы — «Індиго» (познавательно-развлекательный журнал) и «Пани нахаби» (развлекательная программа для подростков). Такая инициатива, конечно, приветствуется, однако в информационном плане еще достаточно свободного «поля» для доработки и улучшения программ вообще.

На многих каналах взялись за приготовление еды, что на «Интере» даже называют путем самовыражение. Например, на уже упомянутом «Интере» — это «Картата Потата» с Дашей Малаховой, на «1+1» — «Смачна країна» с Александром Пономаревым, на СТБ — «Едим дома». Все эти программы выходят утром в субботу. Несмотря на попытки авторов сделать каждую программу исключительной и, возможно, даже неординарной и специфической, эти телепроекты сильно похожи между собой и, к сожалению, не всегда настолько интересны, чтобы потратить на них 40—45 минут.

Если говорить о телепросмотре на выходных, то в связи с этим иногда вообще создается впечатление, что, несмотря на то, что сериалы обычно транслируются по графику с понедельника по пятницу и на выходные большинство из них не распространяются, выделить хотя бы одну-две программы для приятного, интересного и полезного просмотра невозможно... В конечном итоге, есть альтернатива — заграничные телеканалы. Но выход ли это?..

В конце концов, перефразируя известное изречение о власти, можно заявить, что каждый человек, регион, страна имеют то телевидение и смотрят те или другие программы, сериалы, которые сами выбирают, а следовательно, то, чего заслуживают. Всем известно понятие рейтинга программы, которое, по идее, и определяет место того или иного информационного продукта в часовых рамках канала. Странно, что, не принимая во внимание достаточно значительную часть людей в обществе с высшим образованием, количество студентов и почти всеобщее возмущения содержанием, структурой и наполнением эфирного времени телеканалов, ситуация не меняется, а, скорее, наоборот углубляется увеличением количества телесериалов, развлекательных и музыкальных программ не самого лучшего качества.

Ольга КЕРЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ