Реал-шоу на телевидении — понятие сегодня такое же модное, как терроризм. Идея антиутописта Джорджа Оруэлла о все видящем оке Большого Брата активно внедрилась в самое популярное средство массовой информации и закрепилась на уровне производства развлекательных программ: зрителя стали провоцировать на подглядывание. Первыми в дело ввязались самые свободные европейцы из Голландии и произвели формат «Big Brothers». Клонированный в многочисленные жанровые разновидности от совместного круиза на яхте («В одной лодке») до целенаправленного худения («Убираем лишнее»), он в числе прочего дал толчок для рождения американского реал-экстрима («Survivor»).
Этот второй — самый известный формат реал-шоу для Украины — стал известен благодаря совместному производству канала «1+1» и ОРТ в проекте «Последний герой». «1+1» начал знакомство с реальным телевидением с яркого и презентабельного авантюрного жанра. Робинзонада героев на архипелаге Бокас дель Торо подходит к концу, и вскоре мы узнаем имя победителя. Но в отличие от подобных проектов, где борьба за выживание происходит в процессе конкурсов, состязаний и изначальной организации быта, телевизионные форматы житейской драматургии типа «Big Brothers» делают ставку на психологическую совместимость людей, создание определенных микромоделей общества.
Это, если хотите, своего рода телесериалы реального времени, пространства и действа. На эту гиперреальность, провоцирующую невероятный зрительский резонанс, и поставили создатели шоу «За стеклом» — российский производитель канал ТВ-6. В свете последнего скандала, связанного с закрытием, а теперь уже с реорганизацией и возобновлением работы компании, этот проект становится популярным априори. А его продолжение — «За стеклом. Последний бифштекс» сегодня уже выходит за рамки российского телевидения. На канале «1+1» оно так же пускает корни, начиная параллельную с российским эфиром трансляцию с 19 января.
На этот раз «застекольная» жизнь, желающих прославиться любым способом, обретает дополнительный смысл: принести пользу обществу. В отличие от предыдущей программы, где шесть участников сосуществовали в закрытом помещении гостиницы «Россия» и агонизировали, налаживая межполовые контакты «застеколького» вида, «Последний бифштекс» требует от игроков активизации социального начала: предпринимательская жилка обязательна. Ведь участники, число которых увеличилось вдвое, поделившись на две команды, должны будут заняться организацией общепитов. Два конкурирующих кафе уже выстроены в здании Аэровокзала на Ленинградском проспекте в Москве. Там же предстоит и обитать героям. Все концепции по работе своих заведений они будут разрабатывать и внедрять сами, а вот голосовать за выбывающего разрешено в этот раз и зрителям на протяжении всего процесса игры.
Голосование состоится в своеобразном приложении «За стеклом» — ток- шоу Кирилла Набутова , которое вместе с реальным житьем-бытьем «застекольщиков» также будет демонстрироваться в эфире «1+1». Игра на выбывание завершится как и положено — последний герой этой ресторанной эпопеи приготовит последний бифштекс последнему посетителю. В награду же он, вероятнее всего, получит собственное кулинарное заведение.