Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рената ФОНТАНЕЛЛИ: Не жду приглашения от пресс-служб...

Фешн-редактор La Repubblica — о вызовах, предстающих перед модной журналистикой
24 марта, 2011 - 20:10

Фешн-редактор итальянской газеты La Repubblica Рената Фонтанелли известна не только как модный, но и как бизнес-журналист. И в этом кроется ключ к пониманию, с одной стороны, законов существования развитой модной индустрии, с другой — проблем журналистики в стране, где основу экономики составляет мода. В Италии мода — едва ли не самая «хлебная» сфера, национальная гордость, которая, как оказалось, превратилась в довольно «скользкое» поле для журналистов, где те, кто продается, встречаются с теми, кто хочет их купить. Почему это важно для нас? Украинская мода тоже стремится к тому, чтобы стать настоящей взрослой индустрией. И потому уже сегодня стоило бы задуматься над тем, готова ли отечественная журналистика к вызовам и соблазнам большого модного рынка? Готова ли она быть не лакеем, а профессиональным и справедливым критиком, который станет помогать этой индустрии развиваться и становиться все лучше и мощнее, а значит— работать на благосостояние страны? Пока оставим этот вопрос без ответа. А вот в Италии, как утверждает Рената Фонтанелли, независимых фешн-журналистов можно пересчитать на пальцах одной руки. По ее собственным словам, Рената — одна из них.

— В какой степени журналистика влияет на качество модной индустрии в Италии?

— В Италии не журналистика влияет на индустрию, а наоборот — индустрия влияет на журналистику. Собственно, ситуация с этим влиянием довольно непростая. У нас мало свободных журналистов, почти все медийщики пребывают под влиянием и слишком связаны с компаниями. Есть всего несколько свободных журналистов.

— Очевидно, проблема независимой журналистики в Италии имеет свои особенности. В отличие от Украины, где мода сейчас — это больше креатив, в Италии мода — это бизнес. И именно здесь и начинаются проблемы с независимостью. Как вы пытаетесь решить эту проблему?

— Решение этой проблемы — очень сложный процесс. Прежде всего журналисты не должны быть связаны с компаниями. Ведь иначе они превращаются в журналистов «чековой книжки», которые путешествуют вместе со своими «спонсорами» и принимают от них подарки. Вынуждена констатировать, что вся итальянская журналистика переживает кризис, не только та ее часть, которая связана с модой, но и политическая, и экономическая. Уровень журналистики в Италии заметно упал.

— А каковы, в противовес этим, на ваш взгляд, характеристики высококачественной фешн-журналистики?

— Прежде всего — независимость. Журналист должен быть любознательным, сообразительным и не ждать пресс-конференций. Я обычно пишу о событиях и новостях, не дожидаясь приглашений пресс-служб. Я предпочитаю вообще не иметь дел с пресс-службами, потому что их задачи — маркетинговые. Как правило, я пытаюсь делать интервью до того, как пресс-служба приходит ко мне.

— В журналистской среде всегда ведутся определенные дискуссии, актуальные в то или иное время в связи с теми или иными событиями. О чем сейчас говорят итальянские фешн-журналисты?

— Мы до сих пор переживаем кризис. Все как-то очень медленно движется, многие компании вынуждены закрываться. В последнее время все жили ожиданием перемен. И сейчас время перемен наступает. Именно эти перемены в данный момент больше всего обсуждают журналисты. Ведь на протяжении долгого времени модная индустрия была, скажем так, избалована. Что бы она ни производила, она легко могла это продать. Было много денег, люди не напрягались, они могли тратить сколько угодно. Теперь индустрия поняла, что она заигралась. После кризиса многое изменилось к лучшему именно в этом смысле. Теперь мы все ждем дальнейших изменений, ведь мода — главная индустрия Италии. Экономика нашей страны в значительной степени базируется именно на моде. Поэтому мы в ожидании трансформаций, мы ждем новых брендов (ведь до кризиса была своеобразная монополия крупных брендов) и свежих идей.

— И напоследок. Каково ваше впечатление от украинских дизайнеров, которых на 28-й Украинской неделе моды вы увидели впервые?

— Они очень креативны. Особенно мое внимание привлекло то, что они заботятся о деталях, хорошо работают с формами. А это означает качество. Это не индустрия. Конечно, если дизайнер работает так, то его качество может стоить достаточно дорого. И вещи от украинских дизайнеров действительно довольно дорогие. И хотя качество их соответствующее, но так или иначе лично у меня возникает вопрос: многие ли украинцы могут себе такие вещи позволить?

СПРАВКА «Дня»

Рената ФОНТАНЕЛЛИ — фешн-редактор газеты La Repubblica (Италия), одна из самых влиятельных фешн- и бизнес-журналистов в Италии. Она пишет для Affari&Finanza of La Repubblica (одна из самых популярных итальянских газет), BMM (один из самых авторитетных итальянских фешн-журналов), также работает в качестве тележурналиста.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ