Мой первый фотоаппарат назывался «Олимпус». Обычная «мыльница» — автоматическая камера, легко помещавшаяся на ладони, и ее можно было носить на шнурке, как брелок. Посоветовал ее купить друг из Нью-Йорка, художник и заядлый фотограф. Когда мне, кстати, удалось к нему приехать в гости, прогулки с «щёлканьями» во все стороны стали нашим любимым развлечением. Нью-Йорк, он же Большое Яблоко, он же Большая Шляпа, он же Готэм — город, кажется, специально построенный для фотографирования. Игра объемов огромных и малых зданий, прямые, как по линейке, перспективы улиц, стеклянные каньоны, образованные небоскребами, забота жителей и муниципалитета о визуальной среде, богатейшее уличное искусство, яркие и свободные люди десятков национальностей — кажется, куда не прицелься — все будет хорошо. Я долгое время практиковался на граффити и стрит-арте, которым очень увлекался тогда, но под влиянием друга понемногу переключился на любые фактурные, интересные стены независимо от того, разрисованы они или нет: иногда случайная тень на красной кирпичной кладке выглядела эффектнее самого сложного мурала; а потом начал ловить в объектив и трехмерные объекты.
«АНТИКАПИТУЛЯНТКА-2019»
Своего «готэмского» друга — его зовут Владимир Давиденко — могу назвать наставником. Наших прогулок оказалось достаточно, чтобы научиться обращать внимание на детали, которые я раньше игнорировал. Оказалось, что те же Киев, Одесса или даже индустриальный Днепр могут быть тоже весьма фотогеничными. Что касается техники, то длительное время я оставался в очаровании «мыльницами» — компактность этих простеньких устройств казалось мне значительным преимуществом. «Олимпус» я потерял в Лондоне — положил рядом в популярном китайском ресторане и забыл забрать. Следующей была также туристско-любительская Sony Cyber-Shot. Ее у меня из рук выбил «титушка» во время столкновений возле баррикад на Крещатике зимой 2014. Камеру кое-как починили, но кадры все равно выходили несколько расфокусированным; тем не менее, революцию я снимал именно на нее.
Уже после купил другую Sony Cyber-Shot, лучше по характеристикам. Когда сломалась и эта, мой другой приятель-художник, Матвей Вайсберг, надоумил сосредоточить финансы и обзавестись фотоаппаратом принципиально иного класса — Nikon D3300.
АПОЛИТИЧНОЕ ФОТО
Собственно, именно со снимками, сделанными на эту камеру, я принял участие в первом в моей жизни фотоконкурсе. И выиграл первый приз за собственноручно сделанную фотографию.
Стоит ли уточнять, что этим соревнованием был фотоконкурс «Дня»?
Я — человек словесный, текстовый. Фотография для меня хобби, но хобби предельно важное. Оно спасает от депрессий, к которым я склонен, удерживает от забвения массу впечатлений о путешествиях, помогает проникнуть взглядом за поверхность вещей. О последнем хорошо заметил выдающийся немецкий культуролог Вальтер Беньямин: «Природа, обращенная к камере, — это не та природа, что обращена к глазу; различие прежде всего в том, что место пространства, освоенного человеческим сознанием, занимает пространство, освоенное бессознательным». Действительно, глядя на мир сквозь объектив, мы видим то, чего бы никогда не увидели невооруженным глазом: человека, который только начинает движение, птицу, отрывающуяся от земли, брошенный камень, который никогда не упадет, выражение лица, подобного которому не было до того и не будет после. Остановленное мгновение — это не избитая метафора, это как раз выход в совершенно иную реальность.
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
И все же в нашей действительности, выстроенной на социальных коммуникациях и иерархиях, чтобы оценить качество работ, мне нужна была оценка со стороны — беспристрастная и профессиональная — и именно на конкурсе «Дня» я ее получил. Понял, куда двигаться дальше, какие темы искать. А еще благодаря конкурсу я пережил тот особый момент, когда видишь свои фотографии на стене выставочного зала города, где ты родился.
P.S. Если вышеизложенного недостаточно, то вот еще причины для участия в фотоконкурсе «Дня»:
• Это один из самых авторитетных профильных конкурсов в стране;
• Отбором работ занимаются опытные профессионалы;
• Итоговые выставки проходят уже 20 лет;
• Фотографии конкурсантов увидят по всей Украине — за эти годы проведено уже более 130 экспозиций в областных и районных центрах, и каждый сезон выставка путешествует, охватывая все новые и новые территории;
• Есть сразу несколько призов как от газеты, так и от партнеров «Дня», так что талантливые снимки имеют высокие шансы на награду;
• Количество награжденных фотографов превысило 800;
• Кроме номинаций «Украинский мир», «Политика», «Фото с историей», существует категория «Мир глазами детей» (до 18 лет), в которой участие бесплатно;
• В конце концов, фотография как жанр — это неограниченные возможности для самореализации; при наличии дарования вы можете стать художником, просто нажав кнопку.
Итак, не медлите.