Если классическая формула повторения пройденного в истории утверждает, что такое повторение происходит дважды: сначала в виде трагедии, потом в виде фарса, то в украинском варианте фарс, оказывается, может повторяться почти бесконечно. Не потому, что украинцы неизлечимо бестолковы, а потому, что ими тщательным образом занимается слишком много заинтересованных лиц и с Востока, и, между прочим, с Запада, которые больше всего беспокоятся, чтобы не исполнилось Шевченково: «В своїй хаті своя й правда, І сила, і воля».
Вот и сейчас: мне казалось, что после многочисленных публикаций о полном научном ничтожестве и банальной безграмотности прочитанной в Киеве 1 марта 2012 года публичной лекции немецкого аспиранта польского происхождения Гжегожа Россолинского-Либе, в которой последней доказывал, что якобы украинский национализм — это фашизм, а главным фашистом и нацистом был Степан Бандера (автор этих строк и сам опубликовал в «Дне» две статьи: «Скандал вокруг лекции немецкого аспиранта о Бандере вышел за пределы Украины. Лекция Гжегожа Россолинского-Либе показала, что ее прочитал не ученый...» и «Ветер научной свободы и «аргументы» без фактов»), вопрос, как говорят, закрыт. Хотя у Россолинского-Либе и потом встречались на Западе последователи, которые так же искажали факты и демонстрировали очевидное невежество (им посвящена моя опубликованная 12 мая 2016 года статья «Западный «леволиберальный неосталинизм» против Украины»). Однако в общем, казалось, все сказано, прежде всего многочисленными авторами «Дня», среди которых именитые исследователи, и не только из Украины. И вдруг опять всплыл Россолинский-Либе, причем как научный гуру всемирного масштаба — по крайней мере, для части завсегдатаев соцсетей, — и как раздражитель совести для другой части.
«Германия ставит точку в вопросе о Степане Бандере» — такое заглавие имеет статья, где нам пересказывают текст научного (это специально подчеркнуто) немецкоязычного опуса Россолинского-Либе. Пересказывают, очевидно, добавляя к оригинальным бессмыслицам еще и дополнительные, «бонусные», так сказать; в итоге выходит невежество даже не в квадрате, а в кубе.
Пересказывать весь упомянутый опус не стану, любители посмеяться легко его найдут в Интернете, коротко остановлюсь только на самых больших глупостях.
«...Историка Свободного университета Берлина Гржегорша Россилински-Либе...» — пишет автор статьи. Гжегож Россолинский-Либе — так подало его имя и фамилию в 2012 году посольство Германии в Украине. Неужели же того, кто излагал идеи немецкого «ученого», не интересовало, как зовут его кумира?
«Первые ОУНовцы стали частью международной фашисткой (так! — С.Г.) сети сразу после Первой мировой, проходили совместное обучение в фашистских лагерях вместе с венгерскими «Усташами»». Да что вы! ОУН создана в 1929 году, через 11 лет после окончания Первой мировой; неужели это «сразу»? И в чьих «фашистских лагерях»? Какой именно страны? А в придачу отмечу, что усташи — это не венгерские, а хорватские боевики-националисты...
«15 июня 1934 года бойцы ОУН убивают в Варшаве министра внутренних дел Польши Бронислава Пираски». Вообще-то, министр звался Перацким.
«...Один из идеологов ОУН Дмитрий Донцов». В действительности Донцов никогда не был идеологом ОУН, он был идеологом действующего (то есть действенного, практически активного в отличие от словесного, сугубо парламентского) национализма.
«В 1938 году Владимир Мартынец в брошюре «Еврейский вопрос на Украине» закрепляет в философии ОУН главную антисемитскую идею о том, что евреи — это чужеродная раса. Евреев нужно изолировать от украинцев и всеми силами помешать их участию в общественной жизни Украины, пишет он в программе для ОУН». Не читал эту брошюру, но знаю, что Мартынец в 1934—1940 годах жил во Франции, учился в Сорбонне, работал над идеологией национализма не самостоятельно, а вместе с Николаем Сциборским и Николаем Капустянским (у последнего жена была по происхождению еврейкой). К Бандере и бандеровцам не имел отношения: после раскола в ОУН стал на сторону Мельника. А еще он писал: «ОУН ані наслідувала, ані не прийняла чи конкретизувала, ані пропагувала чи хоч би тільки популяризувала ідеологію італійського фашизму».
«В 1940 году оуновцы стали массово идти на службу в карательные батальоны СС «Нахтигаль» и «Роланд»». Эти батальоны были армейскими, а не эссэсовскими, формировались они Абвером и должны были выполнять не карательные, а разведывательные и диверсионные функции. А кто возглавлял Абвер? Антифашист адмирал Канарис, участник заговоров против Гитлера, спаситель полтысячи евреев, которым он выдал фальшивые документы и обеспечил выезд из Рейха в Испанию.
«...Нацистский лозунг «Слава Украине — героям слава»...» Ау, неужели же НСДАП действовала под этим лозунгом? В действительности еще в 1919 году в Холодном Яру (когда еще не существовало НСДАП) появилось повстанческое приветствие: «Слава Украине!», — с ответом: «Украине Слава!», которое уже потом было изменено на модифицированное: «Героям Слава!».
«Немецкий историк пишет, что массовые убийства евреев были невозможны без активной помощи полицаев и активистов ОУН». Полицаи — это в массе были военнопленные красноармейцы (в том числе и советские милиционеры), то есть воспитанный Сталиным и ВКП(б) человеческий материал. Хотя, конечно, были среди убийц евреев и некоторые активисты ОУН. А в оккупированной Беларуси евреев как «агентов Гестапо» вылавливали и расстреливали советские партизаны.
«С 1943 году около 5000 полицаев УПА приступили к массовому уничтожению местных поляков». В УПА не было полицаев. Все полицаи были немецкими, а по происхождению — из поляков, россиян, украинцев и фольксдойчей.
«Этнические чистки Украины от евреев, поляков и русских — это часть политической программы ОУН, которую она частично реализовала на Западной Украине». Именно поэтому ОУН, по-видимому, и выдвинула лозунг: «Свобода народам — Свобода человеку!». А если серьезно, то ІІІ чрезвычайный великий сбор ОУН в августе 1943 года окончательно утвердил программный тезис о «повне право національних меншостей плекати свою власну по формі й змісту національну культуру» та «рівність усіх громадян України незалежно від їх національності в державних та громадських правах та обов’язках».
«Радикальный национализм не противоречит фашизму — он является его неотьемлемой частью». А как же тогда быть с определенными обломками Ирландской республиканской армии, которые исповедовали коммунистическую идеологию? А что делать с баскским радикальным национализмом, который является коммунистическим? А как с курдским (на территории Турции — также коммунистическим)? И, наконец, как тогда быть с влиятельными радикальными течениями сионизма в прошлом и настоящем? По Россолинскому-Либе (имеем адекватное воссоздание его тезисов) выходит, что, как и утверждала советская пропаганда, «сионизм — это фашизм».
И наконец. «Германия ставит точку в вопросе о Степане Бандере». Неужели одна статья в одном из изданий олицетворяет официальную точку зрения Германии? Да, в этой стране влиятельные круги симпатизируют «правильному» тоталитаризму, то есть советскому, и гневно осуждают «неправильный», то есть нацистский. Другими словами, если ваш прадед надел повязку со свастикой и уничтожал евреев как «низшую расу», то он был преступником, а если прадед носил кожанку и фуражку с красной звездой и уничтожал евреев как «буржуев» и «троцкистов», он делал правильно. Но это немецкие проблемы, которые решать немцам. И это не имеет прямого отношения к вопросу об украинском национализме (хотя многие немецкие исследователи и воспроизводят сталинские идеологемы по этому вопросу). Меня куда больше поразили наши собственные проблемы, а именно общий уровень знаний и умение мыслить значительной части украинских завсегдатаев социальных сетей, которые серьезно воспринимают и обсуждают и этот «текст» и похожие тексты, которые в последнее время просто-таки заполонили социальные сети.
А вот что в действительности ставит хотя бы «промежуточную» точку в вопросе о Бандере и бандеровцах, так это специальное донесение наркому внутренних дел УССР от 22.02.1943: «В начале 1942 г. в г.Виннице и на периферии появились националистические листовки. В листовках сообщалось, что немцы распустили ОУН, а одного из лидеров этой партии Степана Бандеру вызвали в Берлин и там расстреляли. В связи с этим украинское население призывалось к борьбе с немцами и организации подпольной работы. Причем после этого в листовках указывалось, что Германия является вечным врагом украинцев». Обратите внимание: руководство подполья не знало, что случилось с вывезенным в Берлин Бандерой, поэтому мотивированно допускало самое худшее. Это лишний раз отрицает заявления, что якобы «бандеровская» ОУН сотрудничала с нацистами, так как в таком случае ей не нужно было бы идти в подполье (а директива СД относительно арестов и расстрелов бандеровцев датируется осенью 1941 года, и она ревностно выполнялась), и что сам Бандера имел под арестом комфортные условия проживания (если бы это было так, он дал бы о себе знать).
Конечно, националисты периода войны не были ангелами — но они не были и дьяволами. Как говорил автору этих строк последний главный командир УПА Василий Кук, «нас убивали — мы убивали, и ничего нельзя с этим поделать». А вот певцы «хорошего» российско-советского тоталитаризма хотели бы, чтобы украинцы — и в прошлом, и в настоящее время — жилы и умирали по взмаху руки властелина «краснозвездного Кремля», поэтому опять используют сталинские басни об «украинских фашистах-националистах».