Региональное телевещание, безусловно, обладает своей спецификой. Временами — выигрышной по сравнению со всеукраинскими каналами, а временами — наоборот. Хотя правильнее всего будет вообще не сравнивать каналы столь разного порядка — совершенно несравнимая география вещания, капиталы, миссия. Конечно же, расти украинским телеканалам местного значения есть куда, но региональное телевещание должно оставаться близким, почти родным и простовато-сентиментальным по сравнению с гигантами, выдающими по несколько многомиллионных проектов за сезон. Президент крымской региональной телерадиокомпании «Черноморская» Татьяна КРАСИКОВА — о предвыборных и не только буднях регионального телевещания.
— По сравнению с общенациональными каналами, региональное телевидение в нашей стране развивается не слишком большими темпами. Какие трудности вы как менеджер региональной крымской телерадиокомпании «Черноморка» ощущаете на себе? Какая, по вашему мнению, специфика работы региональных телерадиокомпаний вообще?
— Каждая региональная телекомпания имеет свою специфику. Мы работаем в Симферополе, в котором около 400 тысяч населения. А все 2,5 миллиона людей, которые проживают в Крыму, рассеяны в основном по сельским районам и 9 городах. Поэтому денежные потоки у нас не сконцентрированные, так же как и не сконцентрированная рекламная мощность. Другое дело — Харьков и Днепропетровск. Конечно же, нам достаточно сложно, потому что рекламный рынок не очень емкий. Вся реклама международных корпораций остается в центре. Хотя до 1998 года 60% рекламных поступлений было именно от международных корпораций, и только 40% — местный рынок. Сейчас международная реклама практически отсутствует, есть только реклама украинская и местная. Поэтому приходится находить такие способы работы с рекламодателем, чтобы были соответствующие поступления для поддержания уровня. Мы принципиально практически не ретранслируем чужие программы, мы выполняем условия лицензии, поэтому у нас есть детские программы (их на канале три), четыре краеведческие программы, 2 вечерних выпуска новостей и четыре — утренних, по пять минут. На «Черноморке» достаточно большой новостийный блок. Мы стараемся делать все своими силами, серьезно занимаемся производством собственных программ.
Особенность регионального телевидения в том, что канал интересен тогда, когда он говорит о том, что происходит там, где он вещает. Поэтому рейтинг наших информационных программ достаточно высок. По данным GFK Украина мы четвертые-пятые после «Интера», «1+1», «ICTV», «СТБ».
— То есть высокий рейтинг удается сберечь благодаря хорошему качеству информационных программ?
— В общем-то, да. Людям всегда интересно знать новости, которые происходят в регионе. Высокий рейтинг нам обеспечивает продукт, который мы производим. Я не могу сказать, что он безупречен, но новости у нас, на мой взгляд, неплохие. Мы много учим своих людей, направляем их на всякие семинары, тренинги.
Некоторые программы идут на «Черноморке» с неизменным успехом по десять лет. Так долго не живут... У нас есть программа «Действующие лица» с Владимиром Андронаки, которая транслируется уже на протяжении десяти лет. Детская программа «Крибле-крабле-бум» существует также около десяти лет. За время нашего существования — это 14 лет — мы создали более 150 программ.
— У вас есть даже культурные новости собственного производства...
— Да, это еженедельник «Полуостров», неполитические новости. Это программа о культуре и искусстве. Это, к стати, тоже программа- долгожитель, она существует уже лет двенадцать. Менялись ведущие, но программа «Полуостров» выходит каждое воскресенье на нашем канале и пользуется успехом, особенно у интеллигенции.
— А какого подхода к новостийной журналистике вы придерживаетесь на ТРК «Черноморская»? Что вы освещаете в первую очередь: общенациональные или региональные события?
— Для нас главная та новость, которая поближе к ньюзруму. Если есть какие-то политические новости на национальном уровне или на региональном и есть новость региональная, к примеру, в Ялте горит лес, то сначала мы даем региональную новость. Для нас очень важно то, что происходит рядом.
— То есть можно сказать, что ваши новости социально ориентированные.
— Да.
— Поскольку скоро у нас в стране выборы, сменился ли формат новостей в связи с этим?
— Безусловно, политики становится больше, но социальные проблемы у нас все равно на первом плане. Нам часто пишут, мол, вы остались единственные, кто нас защитит. Социальной функции, которую мы выполняем, мы стараемся придерживаться всегда.
— У вас было достаточно проблем, связанных с политическими перипетиями. На прошлых выборах канал прикрыли, но вам удалось защитить в суде право на его существование. Были ли «сюрпризы» на этих выборах?
— Пока нет. Хотя, пока еще и не было реакции на наше реалити-шоу «Избиратель». В нем участвуют четыре героя, которые поддерживают разные политические силы и за которыми следят камеры. Они ходят, разговаривают с народом, со штабами и так дальше. Программа выходит только с 1-го сентября, прошло еще немного времени, но, по всей видимости, она будет скандальной.
— «Черноморка» — коммерческий канал. Понятно, что у коммерческих структур деятельность направлена на получение прибыли, в том числе и в предвыборный период. Речь идет о так называемой джинсе. Но есть еще одно не менее важное задание — сохранить «лицо» канала. Как это совмещать?
— Трудно. Я думаю, что все зависит от профессионализма. Это не очень приятный аспект работы на телевидении и во всех СМИ. Но тут ничего не поделаешь. Своим сотрудникам я всегда говорю, что все зависит от того, как это сделать: можно сделать классно, а можно: «чего изволите?»
— А какой вы видите свою аудиторию?
— Нас смотрят дети, люди зрелого возраста (от 25 лет и старше), нас очень любят пенсионеры, домохозяйки. А вот аудиторию подростковую мы пока еще не привлекаем.
Мы стараемся, чтобы наш эфир был осознан. Это главное. Мы не можем переплюнуть центральные каналы ни по каким параметрам. Поэтому нам нужно «брать» где-то душевностью, где-то близостью к людям, где-то узнаваемостью. Мы достаточно популярны и если бы нам не доверяли, нас бы не смотрели. Когда канал центральный, то отношение людей к нему очень размыто. А здесь мы сразу видим результат. Где-то что-то выключилось во время наводнения, сразу же звонят и интересуются, не закрыли ли нас опять. Очень быстро идет обратная реакция. У нас и слоган соответствующий: «Мы рядом».
— Если брать соотношение, то каких программ на канале больше: развлекательных, информационных, просветительских?
— Информационных и просветительских. Если мы покупаем программы, то это что-то вроде Discovery. Еще мы покупаем передачи про Украину, сейчас планируем приобрести что-нибудь исторического плана о нашей стране — про различные города, регионы.
— Какой вы видите «Черноморку» в перспективе»? Есть ли у вас глобальная стратегия развития канала?
— Может быть, это в силу моего возраста, но мне бы хотелось сохранить все в таком формате, в котором мы существуем, чтобы телезритель любого возраста нашел на «Черноморке» что-то для себя. Есть, правда, сложности с кадрами. Как только кто-нибудь у нас вырастает в журналиста, он мгновенно оказывается на центральном канале. Все собкоры и операторы в корпунктах — это выходцы из ТРК «Черноморская».
Наша главная задача — сохранить того телезрителя, который есть сейчас и улучшить качество вещания. Я надеюсь, скоро мы перейдем на спутниковое вещание.