Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сагитированные агитаторы

Павел КАЗАРИН: «Большинство российских журналистов лгут, потому что действительно верят, что таким образом смогут уберечь свою страну»
15 августа, 2014 - 11:21
Сагитированные агитаторы
Павел КАЗАРИН

Информационная война, которую развязала Россия против Украины, набирает новые обороты. Ее активная фаза, которая началась одновременно с возникновением в ноябре прошлого года Майдана, не прекращается до сих пор. Российские журналисты умело манипулируют фактами, называют вещи придуманными самими же именами и преподносят искаженную информацию об Украине для собственной выгоды. О том, как видоизменяется пропаганда в российских медиа и как журналисты чувствуют себя в условиях тотального обмана «День» спросил у независимого российского журналиста Павла КАЗАРИНА, который родился и вырос в Крыму.

— В российских СМИ все зависит от того, что нужно власти на тот или иной момент, — говорит Павел Казарин. — Нужно понимать, что все медиа в России связаны с государством. Даже те СМИ, которые называем оппозиционными, принадлежат через посредников власти. Площадка оппозиционных СМИ почти полностью контролируется. Из-за этого большинство медиа в России работают в тех рамках и по тем инструкциям, которые получают непосредственно из Администрации Президента. Эта же Администрация придумывает названия событиям в Украине. Речь идет о таких терминах, как «хунта», «диктатура», «ненормальные», «военный переворот» и т. д. С того времени, как начался Майдан в Украине, и до сих пор я вижу четкую смену терминов, которые используют российские медиа, в соответствии с потребностями Администрации Президента Российской Федерации. Например, если в ноябре 2013 года майдановцев обвиняли в том, что они стоят за деньги Запада или являются проектом западных спецслужб, то уже в январе российские СМИ начали говорить, что среди протестующих есть простые люди, которые вышли, чтобы изменить что-то в государстве, или недовольные действиями власти. Все же, как правило, впоследствии добавлялось, что стараниями этих людей воспользовались радикалы, которые захватили власть в Киеве.

АКЦИЯ ВОЗЛЕ ПОСОЛЬСТВА ГЕРМАНИИ В УКРАИНЕ КАК ЗНАК ПРОТЕСТА ПРОТИВ «ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕС» / ФОТО АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА

Следующее переформатирование взглядов российских СМИ началось в феврале, когда сбежал Янукович. В этот период в терминологическом словаре российского журналиста появился термин «хунта», или «диктатура». Интересно то, что сам термин «хунта» не подходил для описания событий в Украине по определению, ведь хунта — это когда группа военных захватывает власть. Вот если бы власть захватил бывший министр внутренних дел Захарченко, то такой термин был бы оправданным. А так просто использовали слово, которое легко запоминается и имеет негативный подтекст.

Также очень интересной является история с появлением в российских медиа термина «вежливые люди». Его использовали для того, чтобы как-то назвать российские войска в Крыму, которых украинские журналисты окрестили «зелеными человечками». В Администрации Президента Владимира Путина считали, что таким образом они смогут создать образ хороших и улыбающихся военных, буквально оккупировавших Крым, — образ, который легко воспримут люди без лишнего подтекста.

Почему происходит постоянная ротация этих терминов?

— Например, термин «хунта» вышел из обихода по простой причине — с хунтой невозможно договариваться. А ведь Россия имеет дипломатические отношения с Украиной, признает Порошенко Президентом, не забирает из Украины своего посла. Если бы они не изъяли этот термин из обихода, то противоречили бы сами себе. А так было оставлено пространство для маневров, чтобы у населения не возникало лишних вопросов.

Осознают ли российские журналисты, что своей искаженной подачей информации они несут часть вины за кровопролитие на востоке Украины?

— Большинство, нет. Это вообще очень интересный прецедент того, как журналист становится апологетом власти. Как власть покупает журналистов? Многим хватает того, что к ним придут с сумкой денег. Но есть другие журналисты, которым просто денег недостаточно. Они хотят верить в то, что выполняют определенную миссию. В этом случае процесс вербовки выглядит следующим образом — к вам приходит неизвестный мужчина из ФСБ и говорит, что если не мы, то к нам придут злостные моджахеды и всех вырежут. В этот момент такому журналисту предлагают стать своеобразным Атлантом, который будет держать на своих плечах государство. Да, этот журналист понимает, что он говорит неправду, но оправдывается тем, что делает это ради великой цели — безопасности государства. Для характеристики таких людей даже ввели термин — сагитированные агитаторы. То есть людям, которые не хотят каждый раз засыпать со снотворным и неприятным чувством внутри, нужно поверить в то, что они делают. То есть, российские журналисты лгут, потому что верят, что таким образом могут уберечь государство, народ, себя, семью. Манипуляторы подверглись собственной манипуляции. Это — феномен сагитированных агитаторов, который начался с момента закручивания гаек для СМИ. Пробовать убедить таких людей очень сложно, потому что обычно они будут говорить, что именно вы стали жертвой пропаганды, а не они.

Ярослав НАЗАР
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ