Сегодня друг и партнер «Дня», директор Николаевского колледжа прессы и телевидения, генеральный продюсер телекомпании ТАК TV Глеб ГОЛОВЧЕНКО отмечает свое 41-летие. А недавно господин Головченко получил званием «Горожанин года-2014». Поздравительный звонок имениннику «День» использовал в качестве повода для беседы с медийщиком о роли телевизора в формировании гражданского общества, о том, почему важно рассказывать телезрителям об истории их земель, и как один маленький региональный учебный канал сумел сделать много важных полезных дел для своей Родины
— Недавно вы стали «Горожанином года-2014». Что для вас значит эта награда?
— Да, действительно, впервые за 19 лет существования этой общегородской программы «Горожанин года-2014» победил в номинации «СМИ: Телевидение». Для меня это очень важное признание обществом.. Так получилось, что Николаев — это город технической и творческой интеллигенции, которая очень требовательна и взыскательна. Но в 2014 году не заметить работу ТАК TV было невозможно, даже если бы мы сделали только «Диалог вместо крови», когда 21 февраля в прямом эфире собрали за круглым столом власть и оппозицию того периода. Увидев 18,19,20 февраля реки крови в Киеве, я буквально пробрался домой в Николаев. Почему пробрался? Для понимания — уже в это время трасса Киев — Николаев была буквально поделена между разными группами. Кто с автоматами, кто с цепями, кто с шинами. Так, например, на моих глазах остановили тот знаменитый автобус с «титушками» под Маньковкой, который уже видел в вечерних новостях сгоревшим. Или на помощь в Киев ехал автобус с «Беркутом». И вот эти ребята остановились на дороге и, забравшись на снежный бруствер, справляли малую нужду всем подразделением. Вот тогда я в очередной раз понял, что борьба у нас идет все же цивилизационная... Поэтому нам удалось убедить политиков всех цветов не размахивать оружием и не убивать, а сесть в прямой эфир и рассказывать то, что может объединить.
Но самое важное, что мы доказали за 2014 год, — один маленький региональный учебный канал сумел сделать много важных полезных дел для своей Родины. Если бы в Крыму или Донецке, или Луганске нашелся бы один такой канал, учебное заведение, то, возможно, и судьба этих регионов сложилась бы иначе. Нам иногда приходилось в прямом эфире решать десятки вопросов. В том числе собирать первые деньги и продукты для армии. Первые большие деньги для беженцев из Крыма и военных, которых нужно было разместить. Дальше появились раненные и беженцы с востока. Мы продолжаем держать открытыми наши сердца.
— Мировоззрение жителей города, в том числе формируется тем телепродуктом, который они смотрят. Какие программы и смыслы может противопоставить «ТАК TV» «интеллектуальному вакууму» многих каналов?
— Изначально при создании телеканала мы закладывали в его концепцию образовательную функцию. Таким образом, в той или иной степени наш канал направлен на то, чтобы люди, при его просмотре — думали. Например, передача «Цени свое» направлена на то, чтобы показать нашим телезрителям, в каком уникальном регионе они живут. Ведь Николаевщина имеет историю, которая уходит корнями в историю Древней Греции. Сегодня многие в погоне за заграничными поездками забывают о том, что нам тоже есть чем гордиться — архитектурой, историческими памятниками, живописными природными парками. Передача «Такие дети» направлена на то, чтобы научить детей думать и излагать свои мысли, начиная с детского садика. «Открытые студии», участниками которых являются эксперты в разных отраслях, информирую наших телезрителей об изменениях в законодательстве, событиях в различных отраслях жизнедеятельности, это своеобразный телевизионный консультант, который помогает телезрителям сориентироваться в различных жизненных ситуациях. И конечно же, наш топовый продукт — ток-шоу «Телевизионный пресс-клуб с Глебом Головченко», задача которого не просто обсуждать проблему, но и находить пути ее решения прямо в студии.
— Как возникла идея «Телевизионного пресс-клуба с Глебом Головченко»? И насколько сейчас затребованы дискуссионные телеплатформы вместо обычных, почти что театрализованных ток-шоу?
— Десять лет назад в рамках общественной организации Николаевский пресс-клуб мы начинали заседания проводить совместно с Украинским Образовательным Центром Реформ. Но нам не нравился формат, навязанный тогда Андреем Кулишем и Сергеем Губиным — несколько экспертов умных и глупая пресса, которая должна молчать и слушать. Наша задача первых телевизионных выпусков была в том, чтобы установить не статусную коммуникацию. То есть в нашем «Телевизионном пресс-клубе» пресса общается на равных. Конечно, это требует подготовки. У нас не выживают те, кто не уделяет внимание собственному росту. И мне очень приятно, что к моменту кризиса (а «Телевизионному пресс-клубу» исполнилось в декабре 2014 года 5 лет) нам удалось собрать высокопрофессиональную команду. Сегодня дискуссионные телеплатформы затребованы в обществе. Телезрители устали от криков и театрализованных выпадов некоторых участников национальных ток-шоу. С первого дня существования нашего ток-шоу мы поставили условие для всех участников — никаких театральных выступлений, никаких криков и вскакиваний, никакого бросания бутылками и обливания водой. Задача нашего пресс-клуба — совместными усилиями представителей всех сторон обсудить наиболее проблематичные вопросы, которые волнуют общественность. Благодаря современным технологиям нам удается привлекать экспертов национального масштаба к обсуждению важных тем. Кроме того, «Телевизионный пресс-клуб с Глебом Головченко» стал местом, где участники не просто говорят, а прямо на месте решают проблемы. В прямом эфире мы собрали ведущих предпринимателей Николаева и обсуждали пути недопущения экономического кризиса в Николаеве.
А начиналось все с очень простого предложения. В рамках учебного процесса Колледжа прессы и телевидения реализуется инновационная педагогическая технология — Дидактическое Информационное Пространство, и среди прочего существует система круглых столов. Но наши эксперты, которые принимали участие в таких дискуссиях, спрашивали: почему вы не делаете телевизионную программу? Пять лет назад в области не было ни одной дискуссионной программы. Мы стали ток-шоу №1 в Николаевской области.
— «День» объявил 2015-й «Годом Ярослава Мудрого» и «ТАК TV» поддержал эту инициативу. Возрождение исторических и научных проектов на телеканалах — почему это сейчас так важно?
— Мы совместно с Колледжем прессы и телевидения на следующей неделе хотим провести прямое эфирное обсуждение этой темы. Готовим экспертов, которые будут представлять разные позиции. Наш анализ показал, что много мифов и сплетен вокруг Ярослава Мудрого наплодили наши северные соседи. Поэтому опять сквозь «мусор» и «информационный шум» будем пробираться к объективности. И материалы «Дня» для этого тоже активно используем.
— Как региональному ТВ не стать маргинальным?
— Самое важное — избавиться от провинциального ощущения. Наш конек — это прямой эфир. Мы первыми начали трансляции прямого эфира сессий областного совета. У нас ведущие работают только в прямом эфире. И это рождает доверие.
Однажды, главред «Дня» Лариса Ившина сказала: «Помните, что вы — настоящее телевидение. Хоть и маленькое, но настоящее. И от вас зависит, каким оно будет». Побывав в Эстонии, Латвии, увидев, на каком уровне работают наши коллеги, я понял, что Николаевская область — это практически их государства. Это было толчком к преодолению духа провинциализма. В закрытом регионе, в краях, где привыкли видеть во всем врагов, мы старались честно и открыто работать. И у нас получилось.