Известная украинская телеведущая Илона Довгань имеет большой опыт работы в журналистике. Она работала на нескольких центральных каналах и везде оставалась верной своим профессиональным принципам и стандартам работы. Так, в 2010 году ведущая подписала письмо против цензуры на канале «1+1», что в результате привело к ее увольнению по... «собственному желанию». А в апреле 2013 года Довгань вместе с 23 журналистами, которые работали на ТВі, выступила с заявлением о рейдерском захвате этого канала и внедрении цензуры. И... тоже уволилась. Три месяца назад Илона Довгань появилась на Первом национальном канале в качестве ведущей вечерних новостей. Надо сказать, что и формат информационной передачи, и проблемы, которые поднимают в эфире, — существенно изменились. Более того — новости начали активно наращивать рейтинг. Как вернуть доверие к государственному каналу, который еще до недавнего времени был рупором власти Януковича, в чем сложность преобразования Первого национального в общественное ТВ и готовы ли украинцы платить за качественный контент — в интервью с Илоной ДОВГАНЬ.
— Почему вы решили перейти на Первый национальный?
— Преобладало и соблазняло то, что будет, как меня заверил менеджмент канала, свобода слова, возможность влияния на планирование сюжетов, приглашать гостей на свое усмотрение, что у ведущих будут права редакторов. Интересно работать, когда ты можешь влиять на процесс и твоя точка зрения важна. Это меня подкупило. Главное, чтобы была возможность реализовывать свои идеи должным образом и чтобы потом не произошел перекос в другую сторону, когда ведущий будет отвечать за все. (Улыбается.)
— Как вернуть доверие к новостям Первого национального, ведь еще недавно канал исполнял роль рупора власти Януковича?
— Это правда. Многие зрители только сегодня открывают для себя то, что новости здесь изменились. Мне многие знакомые говорят, что с удивлением для себя отмечают, что здесь достаточно приличные уже выпуски. Ну и по телемониторингам мы видим, что наши новости теперь в тройке каналов, к которым меньше всего замечаний. Конечно, чтобы изменился продукт надо стараться всей команде, потому что результат зависит не только от ведущего, должны быть и качественные глубокие сюжеты, профессионально сделанные, и хорошая работа выпускающего, который запланирует интересные оригинальные темы, сделает интересную верстку и сможет оперативно все подготовить. Многое зависит от технических моментов: профессиональной работы режиссера, оператора, даже осветителя в студии. Ведущие меня поймут. Вообще, я считаю, надо делать качественно свою работу независимо от того, где ты работаешь. Держать всегда высоко свою планку, будь это на большом или маленьком канале, коммерческом или государственном. Сегодня на Первом изменились рейтинги новостей и последние недели в разы повысилась «доля» наших выпусков. Сейчас это самая рейтинговая программа на канале, в прошедшие недели новости били рейтинги «Шустера».
— Как ведущие влияют на контент? Что вы лично делаете?
— Ну, например, мы пытаемся изменить подход к программе, предлагаем свои идеи по планированию, верстке, форме выполнения сюжетов. Делаем иначе анонсы в выпусках, как здесь раньше не было. С нашим приходом вместе с коллегой Инной Москвиной на канал в вечерних новостях появилась гостевая студия. Отслеживаем главное событие дня и приглашаем авторитетного спикера. Предлагаем темы для сюжетов. Просто стараемся работать качественно.
На дневных новостях тоже обновились ведущие, которые пытаются по-другому сделать свою работу в тех условиях, которые возможны. Вообще, новости — это же командный продукт. И многое зависит и от креатива редакторов, режиссеров, дизайнеров. Конечно, здесь есть над чем работать, потому что технических возможностей на канале не достаточно, чтобы делать свою работу качественно и современно. И в ньюсруме много молодежи, которая только учится, у которой небольшой профессиональный и жизненный опыт, а это дает о себе знать в журналистике. Поэтому сегодня так много тренингов делали для новостийщиков. Есть и те, кто пришел с других каналов специально для того, чтобы делать Общественное ТВ — у них хватка, желание, профессионализм. Побольше бы таких. (Улыбается.)
— Есть ли у ведущего возможность снять сюжет с эфира?
— Да.
— Как часто вы это делали и почему?
— Делала. Как правило, мы отправляем сюжет на доработку. Я не злоупотребляю этим правом. И всегда согласовываю свои замечания с коллегами-редакторами. Я просто привожу аргументы, почему этот сюжет не годится. Если у коллег другое мнение, мы дискутируем. Главное для меня — качество программы. Вообще, это все при условии, если есть время, потому что иногда появляется оперативная информация, когда ты уже в студии.
— Были случаи, когда вы уходили из-за цензуры с других каналов, означает ли это, что если вы отсюда уйдете — то здесь тоже цензура?
— Не обязательно. Может быть много других разных причин. И раньше это тоже было в силу разных обстоятельств. Главное же, не где ты работаешь, а что ты делаешь. И нравится ли это тебе. Насколько ты можешь реализоваться.
— Какие видите перспективы перехода с государственного на общественный канал? Как сделать так, чтобы в следующем году не просто произошла смена вывески, а был предложен аудитории качественно иной контент?
— Это очень подходящее замечание относительно того, чтобы не просто сменить вывеску. Я могу говорить о том, какими должны быть новости на Общественном. Они должны быть честные и профессиональные, отвечающие запросу общества. По стандартам. Качественные, чтобы их хотели смотреть люди.
— В интервью «Дню» генеральный директор НТКУ Зураб Аласания рассказал, с какой устаревшей в моральном плане техникой приходится работать.
— К сожалению, это есть. С инструментами здесь проблема. Иногда даже гениальная идея, реализованная с помощью посредственных инструментов, выливается в посредственный продукт. Мы же знаем, как это происходит на других каналах, какой современной техникой они пользуются. Здесь этого очень не хватает. Сегодня недостаточно просто честных новостей. При Януковиче, когда правдивая информация была в дефиците, часто главным было содержание, а не форма. Сегодня — техническое качество, глубина в сюжетах, современная инфографика — это требования времени. Со скрипом, но надо сказать, что этот процесс сдвигается с места.
— Как на общественном ТВ сделать такой продукт, чтобы зрители за него платили, если у них есть другие бесплатные каналы?
— Если люди будут видеть то, в чем они нуждаются, то могут со временем прийти к пониманию, что за этот контент надо платить. Кто-то будет платить в силу патриотических рассуждений, чтобы поддержать канал. Думаю, что, кроме оплаты, зрителями, надо искать средства через общественные организации, благотворительные сборы делать и задействовать другие инструменты. Такие же примеры есть, в частности, в Германии.
— Вы работаете на украинском ТВ уже больше десяти лет. Можете ли провести параллели между каналами 1990 годов и сегодня?
— Я работаю на украинском ТВ с 1995 года. Еще с 1998-го, когда жила в Комсомольске на Полтавщине, делала сюжеты для «Плюсов», часто приезжала в Киев в их офис. Шеф-редактором «Телевизионной службы новостей» тогда был покойный Александр КРИВЕНКО. Много известных и уважаемых лиц еще было в этой команде. Это тот вариант телеканала, по которому у меня, даже как зрителя, есть ностальгия, думаю, как и у многих. Но на каком-то этапе каналы начали терять, так сказать, украинскость... Зато пошла тенденция к таблоизации, упрощению, подмене. ТВ просто обходило серьезные темы — в политике, социальной сфере, культуре. Показывали совсем другие ценности... Некоторые таким образом избегали проблем из-за политики, некоторые гнались за рейтингами. Все это опускало планку и ТВ, и общества. Теперь каналы начали делать больше публицистики, серьезной документалистики. В центре — активная гражданская позиция простого украинца. Каналы словно развернули камеры в народ, стали популяризировать новых героев.
Контент на ТВ действительно в большой степени зависит от самих людей. Если они «потребляют» такое, то им такое и будут показывать. Я бы сказала, что Революция достоинства поставила определенную моральную планку, и перед ТВ в том числе. Главное, чтобы сегодня это все не ушло в песок. А иногда у меня есть такое ощущение.
— На прошлой неделе СТБ похвастался тем, что первым из украинских каналов взял интервью у... террориста. В эфир вышел, мягко говоря, призыв Захарченко к свержению территориальной целостности.
— Украина дала официальное определение этой «другой стороне» — незаконные террористические организации. Да, с одной стороны есть стандарты в профессии, есть необходимость придерживаться баланса мнений. Но с другой — давать слово террористу, который на центральном канале призывает к свержению территориальной целостности Украины?.. К тому же я бы не сказала, что позиция террористов вообще неизвестна аудитории. Кроме того, ее ежедневно озвучивает российское телевидение. Ну и есть Интернет. Хотя в мире это — неоднозначный вопрос. На том же ВВС не употребляют термин «террорист».
— В пятничном номере «День» задал важный вопрос: «Путь к войне. Украинский вклад». Да, Путин — зло. И он напал на Украину. Но в результате чего? Не подготовили ли мы почву в политическом, экономическом, военном плане. А какой, с вашей точки зрения, «вклад» в войну сделало украинское ТВ?
— Мы об этом, в сущности, говорили уже, когда анализировали контент ТВ. Телевидение способствовало этому, когда людей отучили критически мыслить. Ну и некоторые каналы откровенно искажали информацию. Все это вместе в некоторой степени подготовило ситуацию, о которой вы говорите. Хотя это проблема была на общегосударственном уровне, с воспитанием патриотизма были проблемы.
— С завтрашнего дня стартует Фотоконкурс «Дня», которым мы традиционно пытаемся подвести итог года глазами фотокорреспондентов. Вы планируете прийти?
— В эти дни у меня вечерние эфиры, но попробую быть. Фотоконкурс «Дня» — это сильное общественное мероприятие. В частности, и в предыдущие годы было... Фотографы часто ловят важные детали, которые в жизни не сразу заметишь и не обращаешь на это внимание. А здесь бывают такие красноречивые мгновения, которые о многом говорят... Вообще, фотовыставка, как и другие ваши проекты, в частности «Библиотека газеты «День», кстати, ее собирает моя сестра, — это пазлы, которые могут существенно дополнить информационную картинку и картинку нового уровня сознания украинцев.