Вдохновленные западными примерами мегауспешных сериалов и нескромной популярностью «Друзей» на нашем ТВ, отечественные производители совершали не одну попытку создания ситуационной комедии в родных условиях. Но, как сознался один из «отцов» ситкома «Моя прекрасная семья» продюсер Александр Роднянский, снимать смешно очень сложно. Но можно. Стала же суперхитом, цитируемым в общественном транспорте и на рабочих местах, «Моя прекрасная няня». Многосерийная комедийная цитадель понемногу поддается, о чем свидетельствует хотя бы «семейный» проект «1+1». Все съемки 40-серийной истории семейства Шевченко проходят в павильонах киностудии Довженко. В непосредственной близости от компании-производителя «Украинской медийной группы» и ее руководителя, Николая ШЕВЧЕНКО . Однофамильца героев сериала. Ему и слово:
— Есть спрос, а спрос рождает предложение. Это закон жизни. Поскольку «Няня» прошла очень хорошо, мы со своей стороны думали — что же сделать такое похожее? Правда, у нас было совсем немного времени на подготовку. Для сравнения, «Няню» — известный американский формат — готовили полтора года. Мы все сделали за 4—5 месяцев.
— Не было идеи обратиться к сценаристам, которые писали для «Няни»?
— Первоначально мы хотели работать с нашими авторами. Но с нашими, киевскими, к сожалению, не сложилось. У нас был тендер из киевских и московских авторов. Мы смотрели, кто больше подходил по тем параметрам, которые нам были нужны. Ведь это — очень тяжелый жанр. В результате нашли — это «многостаночники», кто-то из них писал для «Няни», кто-то для «Солдат».
— А почему такая интернациональная группа семьи Шевченко — украинцы, москвичи, белорусы?..
— У нас не было задачи собрать коллектив из разных стран. Так объективно сложилось. Дедушку, роль которого играет Валерий Прохоров, мы искали долго, поскольку там объемная роль, должен быть очень тонкий актер. Кроме того, у нас много съемочных дней, а значит, это не должен быть актер, параллельно совмещающий многие проекты. Потому что сейчас все работают именно в таком режиме. Наш съемочный период — 4 месяца, и все это время актер должен постоянно присутствовать на съемочной площадке. Поэтому мы и выбирали по таланту, и по возможностям — того, кто может на такой срок посвятить себя «Моей прекрасной семье».
— Вы изначально рассматривали кандидатуру Игоря Забары в качестве режиссера?
— Дело в том, что в ситкоме нет режиссера в общепринятом понятии, как есть в кино. Там есть режиссер-постановщик, который отвечает за все. Здесь помимо режиссера есть креативный продюсер, есть режиссер, который занимается технологией, монтажом, камерами. Нет такого, когда один человек отвечает за все. Коллективная ответственность.
— Вернее, больше решает продюсер — кого убивать, кого женить…
— Не только в ситкоме, но в любом другом кино, которое снимается не за государственные, а за привлеченные деньги, продюсер отвечает за конечный продукт.
Режиссер «Моей прекрасной семьи» Игорь ЗАБАРА «конечным продуктом» вполне удовлетворен:
— Я вообще доволен — мы сложили семью. Но искали ее долго. Расскажу такой секрет: когда я взял кассету с пробами, где было шесть претендентов на папу (прошло их около 30), шесть на маму и на детей, я повез их в Минск. Там не знают здешних актеров. Мы смотрели большой компанией, и когда на экране появился Дмитрий Лаленков, все девушки воскликнули: «Какой мужчина!» Для меня это было показательно — у них глаз незамыленный. С «мамой» у нас были очень большие проблемы, потому что когда судьба сериала стала более масштабной — он ведь сначала только в Украине планировался для показа, а потом его захотела и Россия, то уже нам нужна была не звезда, но звездочка. Это было одно из условий продюсеров, чтобы не был кто-то слишком раскрученный. Так или иначе на роль «мамы» мы выбрали Лену Бирюкову, которую я знаю уже 17 лет, мы работали еще в Минске. Причем ее кандидатуру предложил Александр Роднянский. На встрече он сказал: «Да, с «мамой» проблемы… слушайте, а вот тут девочка, которая снимается в России в сериале «Саша и Маша»?.. И я понял, что это судьба. Выдержал паузу, и говорю: «Вы знаете, я ее знаю лично». Роднянский говорит: «Так идите, позвоните».
— Как вы считаете, будущее — за ТВ?
— Нет, не считаю, что за телевидением будущее. Оно все равно за театром. Потому что это живое. Но и в телевидении, и в театре, и в кино есть хорошие продукты, а есть плохие. Процент плохого на ТВ, наверное, такой же, как в кино и в театре. Я стараюсь делать свою работу на все сто и там и там. Потом, когда уже сил не будет, буду лежать возле телевизора и кнопочки щелкать, остановлюсь на хорошем продукте и порадуюсь: вот, молодцы, сделали!
— То есть вы получаете удовольствие от съемок сериала?
— Пока да. Не знаю, чем это закончится. Потому что усталость накапливается. Работаем по 12 часов. Даже актеры в перерывах могут иногда расслабиться, они ведь не всегда в кадре. А я не могу расслабиться, отвлечься ни на минуту.