Мифов плохих не бывает. Просто нужно уметь их сбывать. Львовская журналистика успешно «продает» определенные стереотипы о себе — благодаря чему, собственно говоря, продолжает жить и быть явлением для не-Львова. Извне (точнее из Киева, кадровым донором которого долгие годы является журналистский Львов) кажется, что город Льва имеет свою собственную школу журналистики, детерминированную и теорией (50-летний факультет журналистики), и практикой (второй по насыщенности медиа-рынок в Украине). Однако изнутри львовская журналистика выглядит более плоско. Кое-где и убого. Газеты закрываются, зарплаты репортеров смешат, синдром беглеца в столицу процветает, мифическая школа журналистики часто дает «нулевых» выпускников, а телевизионный рынок скорее отсутствует, нежели наоборот.
Несмотря на этот гиперболизированный пессимизм, нужно признать, что львовская школа журналистики существует — если она существует для других и если выходцы из Львова до сих пор формируют лицо всеукраинских каналов. Миф о львовской школе журналистики обеспечивает университетский факультет, который ежегодно выдает более 100 дипломов журналистов. Это действительно школа в буквальном, количественном измерении. А вот вокруг смысловой части мифа можно и нужно дискутировать. Прежде всего на тему: отвечает ли нынешняя журналистика Львова мифу, который господствует относительно нее?
В глазах окружающих львовский журналист должен владеть несколькими непременными чертами: быть оппозиционным и в хорошем смысле этого слова нарванным; иметь ярко выраженные гражданские интенции; в работе быть более быстрым, чем киевлянин, и более грамотным в языке; быть менее прихотливым к условиям. Два последних свойства как будто не вызывают возражений. А вот относительно остальных есть вопрос. Потому что требования, которые ставит миф перед львовской журналистикой, являются теперь непосильными. Львовская школа журналистики процветает в Киеве. Но не во Львове.
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ ПЕЧАТНОГО СЛОВА
Зрительно медиа-рынок Львова выглядит достаточно насыщенным. Рейтинг газет возглавляет «Експрес». 10 лет бизнес-расчета Игоря Починка дают свои плоды. А также типография, зарегистрированная в специальной экономической зоне «Яворів» и освобожденная от налогов. «Експрес» оседлал нишу массового коммерческого издания, сурово лишенного авторского и субъективного жанров — сугубо прямая речь источников информации.
Свою аудиторию имеет «Високий замок». Теперь это уже открыто бютовская газета, ориентированная по большей части на областного читателя. Менеджменту газеты следует отдать должное — он не играет в скрытые симпатии и не подсовывает читателям манипулятивные тексты.
Второй эшелон печатных изданий представляет «Львівська газета», «Суботня пошта», «Новий погляд» и коммунальная газета «Ратуша».
ГОЛЫЙ ТЕЛЕРЫНОК
Он действительно голый. Монопольное положение занимает Львовская областная государственная телерадиокомпания (12 канал), которая еще с советских времен имеет свою частоту (единственная в регионе), развесистый имущественный комплекс и государственное финансирование, которое является основным конкурентным преимуществом. Возможно, поэтому компанию 12-му каналу на телерынке составляет ТРК «Люкс» и НТА (Независимое телевизионное агентство). Вот и весь, с позволения сказать, телерынок.
«Монополист», ген. директор ЛОДТРК Ярослав Климович также разделяет тревогу: «Электронный информационный рынок во Львове очень бедный. Много местных телекомпаний даже сворачивают свою активную деятельность. Например, ТРК «Разом». Нет средств на изготовление телепродукта. То же самое с «Ес-Ті-Ві». Я постоянно общаюсь с руководителями разных продакшн-студий (например, «Медиа-клуб»), и они разводят руками: «Поверьте, чрезвычайно тяжело». Могу назвать причину. Слишком бедный рекламный рынок. Чрезвычайно! В общем, регион бедный. Здесь процветает по большей части малый и средний бизнес. Это частный бизнес. Малому реклама не нужна, поскольку он живет с базаров. А мощного производства как такого нет. Нет и политиков соответствующего уровня, которые были бы заинтересованы в создании, я уже не говорю всеукраинских электронных массмедий — региональных. На содержание телеканала (студия, техника, люди) нужно иметь минимум 10 млн. грн. на год. Это вполне реальные деньги. Но поскольку политических денег во Львове нет, то имеем то, что имеем. У этих людей нет политических амбиций. Дыминский или Антонов из «Галнефтегаза» — это хорошие бизнесмены, и их бизнес успешно развивается и без массмедий. Амбиций нет».
Лидером среди частных телекомпаний является «Люкс» (связывают с А. Садовым). Во второй раз подряд шеф-редактор новостей Прасковья Дворянин получает «Телетриумф» за самые лучшие региональные новости. «Я не так пессимистически смотрю на телерынок Львова. Мы себя нацеливаем конкурировать с новостями центральных телеканалов, а не львовских. Мы имеем рекламодателя, а следовательно, финансирование, которое мы себе заработали своим трудом. Нам легче, ведь ТРК «Люкс» является холдингом, куда входят сеть радиостанций, канал «24» и рекламная компания. Но дело не в финансировании, а в кадрах. Я преподаю на факультете и могу с грустью отметить, что только 5% студентов хотят работать в журналистике. На факультете нет соответствующей техники, поэтому я не могу научить студентов монтировать и работать в кадре. Это отдельная тема, но нужно признать и то, что региональные каналы могут конкурировать разве что информационным продуктом. Ни один региональный телеканал финансово не в состоянии изготовить качественное ток-шоу или закупить качественный фильм. Мы не можем конкурировать с Осадчей или Шустером. Такие досадные реалии», — говорит Прасковья Дворянин.
А ТЕПЕРЬ — ПО СУЩЕСТВУ
Все чаще во Львове раздаются жалобы, что негде почитать качественную аналитику и авторскую публицистику. Львовская журналистика сереет. Иногда однообразие прессы (идентичные темы и даже комментаторы) граничит с профессиональной импотенцией резонансно выстрелить глубиной разработки темы. Львовская журналистика, которая дала стране Кривенко, Гонгадзе, Княжицкого, Цеголко и др., становится безликим ремеслом. Все, на чем базируется классическая школа объективной журналистики, на львовской практике перерождается в зеркальное воссоздание действительности без наименьших амбиций увидеть в окружающих процессах глубину и подводную часть. Возможно, поэтому общественное мнение способны расшевелить разве что субъективные публицистические выпады (Николай Савельев из «Ратуши» или Гулик из «Субботней почты»), или же персонал-ориентированные сайты (Zaxid.net и «Вголос»).
Современная львовская школа журналистики кое-где граничит с библиографией — простое архивирование фактов. Основным ремеслом львовских журналистов стало отстраненное пересказывание содержания заявлений, сделанных на пресс-конференциях. Редакторам финансово выгоднее иметь в штате не Журналистов, а исполнителей функций. Основная конкуренция возникает в основном за эксклюзивный комментарий к той же самой теме, о которой пишут все. Нужно ли на это тратить попусту 5 лет обучения в университете — возникает вопрос. Иногда во Львове премируют репортеров, которые сумеют выдрать эксклюзивный комментарий у того, кто только что давал пресс-конференцию и кто повторит другими словами все то, что сказал всем журналистам. В отраслевом журнале «Медіакритика» это явление обрело метафорическую дефиницию «диктофонное мышление».
В общем, львовская журналистика, которая выращивает кадры для национальной, отображает системный недуг — редукцию журналистики к банальному новостному репортерству. Последнее десятилетие львовская журналистика выразительно проявляет симпатии к тактическим, локальным темам-однодневкам. Перелистав подшивки изданий, которые с гордостью несут знамя лидеров рынка и которые формируют его лицо, вряд ли найдете хотя бы один хорошо режиссированный редакциями «сериал». А «долбление» некоторыми изданиями какой-то избранной темы (как правило, конъюнктурной и такой, которая направлено не задевает читателей) больше похоже на механическую отработку заданий хозяина или на неумение раскрутить тему полномасштабно и всесторонне.
Плавание без сопротивления в информационном потоке и скольжение по поверхности — вот главная характеристика нынешней львовской журналистики. Плюс — стилистически проработанная констатация фактов.
СТАТЬ ШТЫКОМ ХОЗЯИНА
Отживает и гражданская ипостась львовской журналистики. Именно оппозиционность держала на плаву медиа-мир Львова при Кучме. После оранжевой революции исчезло щемящее ощущение, что львовская журналистика единственный островок свободы слова на всю страну. Отсутствие жучков на редакционных телефонах и ощущение героической борьбы демотивировала львовскую журналистику. Когда свобода слова победила, медиа должны были бы стремиться к сугубо профессиональным стандартам. Но этого не произошло.
Издания начали панически искать себя в условиях полной демократии, что равнозначно циничному рынку. К прессе начали подходить не как к миссии, а как к обычному бизнесу. Почти как к лотку на базаре, целесообразность которого определяет только смету. Наиболее красноречивый пример — ликвидация легендарной газеты «Поступ». Только-только газета миссийно реализовала цель Андрея Садового стать мэром — как сразу же исчезла. Теперь именно сухим расчетом объясняют перебои с зарплатами. Условия куцего рекламного рынка и фискальной политики государства по закрытию рынка газет или плохой расчет сыграли злую шутку с медиа Львова.
Львовская журналистика за последнее время пережила несколько потерь. С рынка сошли единственный желтый еженедельник «Аргумент-газета» и единственный аналитический еженедельник «Аргумент Влада» (принадлежали окружению экс-нефтегазовца Юрия Бойко). Попрощалась с читателями газета нардепа-регионала Петра Писарчука «Україна і час». Появился и исчез еженедельник «Нова доба». Нет «Молодої Галичини» экс-таможенника Тараса Козака. Олигарх Петр Диминский заморозил «За вільну Україну». Смета побеждает миссию, а экономические реалии за окном не внушают оптимизма.
Львовская журналистика глубоко травмирована пренебрежительным отношением к себе со стороны собственников. Журналисты готовы за 300—400 долларов стать штыком своего хозяина не от беспринципности, а от жизни. Кто бы не был владельцем газеты (акционерное общество, нефтяной магнат, благотворитель или депутат), как бы он не прикрывался вывесками, что его газета — это в первую очередь бизнес-проект, а не инструмент воздействия и агитации — это наглое лукавство, если не сказать хуже. Каждому собственнику нужны две вещи: деньги и пропаганда. Ведь зачем тогда своя газета? Чувствуете, как это упоительно звучит: СВОЯ газета! Иметь СВОЮ газету и не подгонять ее позицию под свои интересы — это значит быть или наивным идеалистом, или бескорыстным меценатом.
Современные владельцы газет еще жестче контролируют свой продукт, нежели когда-то ЦК партии. За нейтральное (даже не говорю правдивое) освещение нужных хозяину тем можешь готовиться к штрафу. Так есть и так будет. Потому что лишь зажиточная пресса может быть свободной. Украине это не угрожает, пока типографии ставят необоснованно высокие цены на бумагу и услуги, а государство фискально загоняет бизнес (газетный также) в тень. Поэтому единственный выход — бежать под чье-то крыло и придумывать такие стандарты мастерства, чтобы свою заангажированность прикрывать. Или же терпеть. И пытаться изо всех сил поддерживать миф о львовской школе журналистики не во Львове.
И все-таки она существует...