2 апреля исполнилось 87 лет первому украинскому звуковому документальному фильму. В этот день в 1931-м вышел на экраны «Энтузиазм. Симфония Донбасса» режиссера Дзиги Вертова, лента, которую Чарли Чаплин назвал одной из наиболее поражающих симфоний. Эта картина не только показала, как начиналась индустриализация региона, но и позволила ее услышать — фильм наполнен уникальными на то время индустриальными звуками. И хотя робота Вертова была с самого начала заказной и должна была пропагандировать строительство социализма, со временем ее «положила на полку» сама коммунистическая власть.
«Это была третья работа режиссера в Украине, и каждая становилась феноменом», — рассказывает ведущий киновед Национального центра Александра Довженко Александр ТЕЛЮК. В «Симфонии Донбасса» Дзига реализовал свою давнишнюю мечту — создать именно радиофильм.
«Он записал не только звуковую дорожку в студии с композитором, но и «в поле», поехав на Донбасс, взяв 70 кг аппаратуры и техники, вместе со звукооператорами, проведя там несколько месяцев», — говорит Александр Телюк.
Первые несколько минут «Симфонии Донбасса» — это шахтерский регион до прихода советской власти: пьянство и постоянные службы в церквях... А вот и первые перемены — комсомольцы и передовые рабочие громят церкви, выносят кресты, обычные жители Донбасса уже не пьянствуют, а работают — коногон везет вагонетки с углем, плавится руда на меткомбинатах... «На Донбассе начинается индустриализация, и территория для съемок фильма избрана не случайно», — объясняет историк Валерий СНЕГИРЕВ и добавляет: «Между Донбассом и Москвой не было прямого железнодорожного сообщения. Донбасс был неким таинственным островом, где для всех все было хорошо. Никто не знал, а как там действительности. Кузбасс тогда только начинал развиваться, на Урале тоже пока еще ничего не было. А вот Донбасс позиционировали как эталон победы пролетариата и свободного труда. Дзига Вертов действительно много экспериментировал. Недаром он в списке ста лучших кинооператоров мира. Он свесился с паровоза и почти из-под колес снимал, как сходятся и расходятся рельсы. Снимал с поезда терриконы, подвесные канатные дороги, вагонетки. Как это все «набегает», потом благодаря калейдоскопу вертится. Составлял картину прекрасной жизни, и что важно — оптимистичной».
Фильм воспевает индустриализацию, при этом Вертов применяет, как сейчас говорят, «спецэффекты», где изображения двоятся и расплываются, словно указывая, что настоящий Донбасс тоже растворяется в этих советских переменах. Очень тонкая портретная работа — именно люди создают связь между сценами и демонстрируют параллели: как было и как стало. Если в первой части были старые бабушки и пьянствующие мужики, то при индустриализации — рабочие, шахтеры, веселые крестьянки.
Еще один интересный факт, бросающийся в глаза, — это украинский язык на плакатах. То есть еще раз — Донбасс был украинским до большевистской власти.
«Феномен также в том, что это самый первый украинский звуковой фильм. В Советском Союзе немного раньше вышел фильм «Пятилетка». Но он был короче и посвящен только политическим деятелям. У Вертова — простые люди», — говорит Александр Телюк.
Чарли Чаплин назвал фильм одной из наиболее поражающих «звукозрительных симфоний».
«Я никогда не мог представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю «Энтузиазм: Симфония Донбасса» одной из наиболее волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов — музыкант. Профессора должны учиться у него, а не спорить с ним», — говорил Чарли Чаплин.
Несмотря на феномен «Симфонии» и талант Вертова, прославление индустриализации и вообще заказ от государства, фильм «положили на полку». По словам Александра Телюка, не в пользу сыграли годы выпуска фильма — возникло больше возможностей делать настоящее звуковое кино, сменились администрации в государственном кинопроизводстве и тому подобное.
«Начали вводить цензуру в конце 20-х годов. В 1930—1931 году запретили наибольшее число фильмов в Советском Союзе. То есть картины были завершены, но их не приняли комиссии к прокату. Фильм «Симфония Донбасса» к таким не относился, но его положили на полку по техническим причинам. Из-за перехода на звуковые фильмы, кинотеатры технически обновлялись. И премьера, даже в лучшем звуковом кинотеатре Советского Союза в Москве, вызвала много вопросов. Критика отмечала, что фильм невозможно смотреть из-за низкого качества звука», — говорит Александр Телюк.
А вот историк Валерий Снегирев заверяет, что «эксперименты Вертова» не подходили к новому направлению, избранному советской властью.
«Экспериментам пришел конец, и как бы Вертов патриотически ни снимал, но эта его авангардистское течение — это был «сумбур», не вписывавшийся в соцреализм, который с того времени начали «толкать» в массы», — говорит Снегирев.
По мнению историка, сегодня Донбасс живет другой эстетикой, чем та, которую изобразил Вертов.
«В «Симфонии» на первом месте промышленность. И это понятно, ведь фильм — государственный заказ, чтобы популяризировать индустриализацию. Сейчас индустрия Донбасса переживает не лучшие времена. А следовательно, те «красивые картинки» Вертова уже не зайдут на людей. У Дзиги все же изобразили утопию, но со знаком «+». Сегодняшний Донбасс — это больше антиутопия», — говорит Снегирев.
О «Симфонии» опять заговорили лишь в 1960-х годах, когда возобновился интерес к советскому авангарду на Западе. А в 2011 году фильм был отреставрирован на базе Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко.