Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Синдром приобретенного тактодефицита

Впечатление от просмотра новой программы на ТЕТ «Моду народу!», которая призвана «бороться с безвкусицей и вульгарностью»
30 сентября, 2013 - 11:09
«МОДНИЦЫ» / ФОТО ВАСИЛИЯ АРТЮШЕНКО

Украина — клондайк контрастов. Рендж Роверы и «богданы», китч и элегантность, интеллектуальность и поверхностность лихо смешались в причудливом общественном коктейле. То, как одеты люди на улицах, — своеобразный цивилизационный маркер социума. Здесь работают сразу несколько факторов: экономический, культурный, исторический. Краеугольный — исторический. Долговременный ментальный «груз» СССР повлиял на способ мышления и эстетику одежды современных украинцев. «Железный занавес» сделал свое молчаливое дело — тенденции прогрессивной части мира в Украину прибывают на «вечернем поезде». Который, кстати, каждый раз норовит опоздать (речь идет об ассортименте отечественных магазинов одежды). Безусловно, Интернет стирает границы, но на стиле людей на улицах это отражается крайне медленно. Однако тотальная таблоидизация отечественных СМИ создала культ голливудской эстетики, которая в европейском мире около шести лет назад уже спела лебединую песню.

Культурный фактор в отечественных условиях «показывает» себя в тяготении к стилю барокко. Роскошь, великолепие форм, помпезность, золотые украшения, изысканные ткани, прихотливые кружева. В подавляющем большинстве украинские девушки любят красиво одеваться. Делают это они обычно со страстью и азартом. Правда, на улицах часто можно встретить «женщин-слишком»: провокативное декольте, откровенное мини, вечерний «утренний» макияж, искусственные ресницы/ногти/волосы, меха и т. п. Ставка на агрессивную сексуальность. Конечно, это достаточно условная зарисовка, поскольку количество достойных исключений каждый раз увеличивается. Глобализация мира дает о себе знать.

Такое детальное вступление крайне необходимо для того, чтобы понимать, какую сложную и почетную миссию взяла на себя команда программы «Моду народу!», которая выходит с 16 июля этого года на канале ТЕТ. Ведущие телепроекта борются с безвкусицей и вульгарностью украинок. Определяющей особенностью является тот факт, что целевая аудитория программы — молодые девушки, преимущественно в возрасте от 16 до 23 лет.

Следовательно, превратить гусеницу в бабочку берутся ведущий — модный эксперт Даниил Грачев (филолог по образованию) и четыре стилиста Валя Грищенко (мерчандайзер Prada в Украине), Яна Алтухова (стилист, блоггер), Татьяна Богдан (модель, стилист) и Стася Монастырская (стилист). Примечательно, что профильных образовательных заведений в отрасли моды в Украине не существует, поэтому фешн-индустрию создают представители близких профессий и любители, которые занимаются самообразованием. Несколько исключений        — ученики лондонской Мекки моды, колледжа Central Saint Martins.

Программа состоит из шести частей: знакомство с героиней, презентация гардероба участницы и его последующая якобы эффектная инквизиция; vox populi (девушка стоит в стеклянной витрине магазина, а ведущий берет комментарии у прохожих относительно внешнего вида героини); шопинг со стилистом в одном из столичных торговых центров; разговор с психологом; изменение образа при участии визажиста и парикмахера; финальный выход участницы и просмотр фотосессии девушки в новом имидже.

В течение 45 минут, а именно столько длится программа, ведущий комментирует наряд участницы, ее фразы и выясняет, какой образ жизни ведет героиня.

В целом стилисты подбирают девушкам современные образы динамической жительницы мегаполиса. Сдержанные, элегантные, женственные, с подчеркнутым акцентом на натуральность. В финале программы участницы действительно перевоплощаются в изысканных леди. Однако есть несколько неоднозначных нюансов.

Лучше всего смотреть «Моду народу!» с выключенным звуком. Поскольку создается впечатление, что команда работает на то, чтобы достичь противоположного эффекта: усилить негативный образ участницы вместо создания позитивного. Во-первых, участниц подбирают по достаточно специфическому принципу: кроме неумения стильно одеваться, в комплекте должны быть душевные травмы, недоразумения в семье, проблемы с социализацией. Но, будем откровенны, неужели все те, кто одевается безвкусно, имеют подобные проблемы? Наличие эстетического вкуса, интеллекта, свободного времени и финансовых ресурсов — формирующие факторы идеального стиля. И копаться в переживаниях героини, записывать на камеру ее слезы, озвучивать на всю страну внутренние проблемы — разве это настолько необходимо? Красивая картинка в кадре дает больше рейтингов, чем неуместные драмы. Для них и выдуманы многосерийные сериалы.

Весьма специфическим образом раскрывается тема женской привлекательности. Каждый раз, когда ведущий берет комментарий у прохожих относительно внешнего вида участницы, он будто бы невзначай спрашивает у мужчин: «А у вас мог бы быть секс с этой девушкой?» Эффект усиливает компетентный психолог, которая в одной из недавних передач во время разговора с двадцатитрехлетней интерном-кардиологом выяснила, что девушка до сих пор девственница. «Душевный» врач незаурядно удивилась и ... с вдохновением начала допытываться, мастурбирует ли героиня, потому что не иметь секса в 23 года — это противоестественно. Эти кадры при монтаже программы не вырезали, и они, соответственно, пошли в эфир. Причем, посмотрев пятнадцать выпусков, подобную тенденцию я увидела в каждом втором (!) выпуске. Целевая аудитория, как было отмечено выше, — молодые девушки. Программа выходит в прайм-тайм — в 19:00 с понедельника по четверг. Можно допустить, что в это время перед экраном дошкольники и дети от младшего до среднего школьного возраста. Мол, пусть привыкают к правильной ролевой модели?!

Еще один традиционный для передачи «Моду народу!» конфликт — «столичная штучка — провинциальная простушка». Ведущий Грачев (используя стахановский энтузиазм) и четыре стилиста с наслаждением и незаурядным сарказмом подшучивают над участницами из других городов, и особенно сел. Единственная толерантная среди стилистов Яна Алтухова — ей удается, шутя, не переступать этическую грань. Не вызывает удивления и то, что ведущий и другие «феи»-стилисты, сами «не совсем» киевляне: Даниил Грачев родом из Донецка, Стася Монастырская из Севастополя, и только Валя Грищенко — из Киева. Синдром приобретенного тактодефицита.

Далеко не все зрители в восторге от подобного подхода. Например, пользователь akiro4ka пишет на странице программы в соцсетях: «Я очень уважаю Даниила. Безусловно, профессионал своего дела, но, черт, шутки иногда ну очень уж грубые. Не стоит смотреть на людей сверху вниз. Это очень отталкивает».

Модный ликбез в современных условиях, а тем более на ТВ — действительно актуальная тема. Впрочем, после просмотра возникает вопрос, — таким ли образом?

Неля ВАВЕРЧАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ