Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скажи ей просто: «Я — другой»

20 июля, 2001 - 00:00

Итак, «все мужчины — падлецы». Разговор на этом обычно заканчивается. Я все же хотел бы продолжить. Правда, с другого места. Например, что «хозяева бесцеремонно затыкают рот приглашенной guest-star». Причем, Юрий Макаров пишет, что «наблюдает» этот процесс. Дорогой Юрий, а где ваш пункт наблюдения? Вы участвуете в редакционных летучках? Вы расставляете цифровые диктофоны? Вы участвуете в выработке редакционной политики? Вы анализируете правку текстов? С удовольствием присоединюсь к процессу «наблюдений». Более того, мечтаю понаблюдать в этот момент за Вами. Ведь что может быть более захватывающим, чем наблюдение за наблюдающим?

Впрочем, зачем затыкать рот, когда, с ваших слов, «ей (guest-star) и сказать особо нечего, контекстов здешних она не знает, против кого игра, до конца не понимает, а класс не тот, чтобы уютно чувствовать себя».

Словом, вся проблема в «здешних контекстах». Я как человек, который более двух десятилетий профессионально занимается информацией, могу утверждать, что «контексты» эти не столь уж сложны. Что вы подразумеваете под контекстами? Кто на чем сделал деньги? Кто какие кланы возглавляет и против кого воюет? Кто чем занимался 5-10 лет назад? Против кого игра? Знаете ли, Юрий, по сложности сбора и возможности постижения информация такого рода относится к средневековому уровню. Это самый примитивный контекст. Загадок здесь уже ни для кого нет.

Если же под контекстами подразумевать некую загадочность украинской души, то и здесь мы будем переигрывать. Осмелюсь утверждать, что украинская душа не более загадочна, чем русская. А загадочность русской души — миф, который до гротеска культивировали большевики, ставя прагматичную политическую цель — противопоставить Россию миру, объяснить нам всем, что мы должны жить иначе, неким загадочным образом. Нам, мол, общечеловеческая мораль не указ, а западная организация общества и государства — дело чуждое. Мол, у нас другая специфика. Тогда скажите мне, пожалуйста, японцы больше отличаются от европейцев, чем, скажем, русские или украинцы? Наверное, да. Уж там специфика так специфика. Тогда почему Восток уже на Западе? Или Запад уже на Востоке? Как больше нравится. В любом случае западные стандарты экономики и деловой морали уже в большей степени прижились там, чем у нас? Вот вам и цена отличий. Или вы хотите говорить о какой-то еще более радикальной разнице между русскими и украинцами? Если разница и есть, то не драматичная, не решающая в подходе к строительству государства и общества. Базовые представления о добре и зле как у русских с украинцами, так и у нас вместе с остальным миром те же — воровать плохо, врать плохо, убивать нельзя, природу бережем, собственную культуру уважаем, экономический рост — хорошо.

И все же я согласен с вами. Знание контекстов важно. Правда, я говорю о других контекстах. Не о средневековых. Это контексты мировой глобализации, в условиях которых пытаются выживать Россия и Украина. Отчасти вместе, отчасти по-своему. Недостаточное ощущение этих контекстов, по-моему, свойственно украинской журналистике, впрочем, как и российской, хотя в меньшей степени. Это куда сложнее, чем «против кого игра» в киевских коридорах власти. И здесь, как мне представляется, реальный обмен, объединение наших усилий могли бы быть полезными. Я, например, был бы рад, если бы кто-то из украинских коллег смог бы стать guest-star на любом московском канале. Может быть, вам попробовать, Юрий? Предложите востребованный на российском телерынке проект. Свежий взгляд из Украины расширил бы ощущение контекстов в России. Москва принимает профессионалов. Например, главный редактор программы «Время» — гражданин США Сергей Горячев, у Владимира Познера два паспорта — американский и французский. Никого не смущает в Москве и конкретно южнорусский акцент в эфире. Возьмите хотя бы Дмитрия Диброва, который начал свою телевизионную карьеру с сильным южнорусским акцентом, приехав в Москву из Ростова-на-Дону. Этих людей никто не отторгает. Оценивают то, что они делают, а не их паспорта или особенности произношения. Даже цвет кожи не имеет там никакого значения. Елена Ханга вполне успешна. Способность пустить в себя свежую кровь — прямо пропорциональна способности саморазвития.

Ну, а если вернуться к общерусской обиде на мазепинцев-бендеровцев, что для меня эквивалентно тому, что «все мужчины — падлецы», то здесь все просто. Мужчине, который слышит от нее такое, я посоветовал бы отвечать столь же просто: «Я — другой».

ДМИТРИЙ КИСЕЛЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ