Сегодня в мире публикуется много материалов об информационной войне, которую начала Россия против Украины. Но очень мало можно найти в СМИ информации или рекомендаций о том, как бороться с российской пропагандой. И это несмотря на то, что у нас создано Министерство информационной политики, которое должно было бы сформулировать стратегию и предложить конкретные инструменты противодействия пропаганде.
А эта проблема для нашего государства чрезвычайно актуальна. Об этом, в частности, сказал посол США Джеффри Пайетт позавчера во время дискуссии «Журналистика в условиях информационной войны: вызовы для профессии», состоявшейся в Американском доме. «Если посмотреть на два года трансформации Украины, то одним из важнейших аспектов является информационная война — избранный Кремлем способ превращения информации в оружие как части его стратегии противодействия Украине в выборе своего будущего. Поэтому цель украинского народа — сделать Украину успешной современной демократической страной не может быть достигнута, если правительство, в частности, не будет эффективным в противостоянии пропаганде Кремля», — сказал дипломат.
Между тем американская журналистка, автор книги «ГУЛАГ: паутина большого террора», Энн ЭППЛБАУМ поделилась своими рассуждениями, как можно найти антидот пропаганде. «В рамках проекта «За пределами пропаганды», — рассказала она, — мы за последние несколько лет пытались понять природу современной пропаганды, нам не нравится это слово, и мы отдаем преимущество дезинформации».
По ее словам, существует две цели дезинформации. «Во-первых, подорвать веру людей в медиа в целом. Когда они смотрят телевидение или читают газету, то не верят ничему. Самым ярким примером этого является реакция России, которая после катастрофы малайзийского самолета в прошлом году не заявила: мы этого не делали, а представила 15 разных невероятных теорий, как это было сделано. Цель пропаганды заключалась в том, чтобы похоронить даже идею, что может быть реальное объяснение того, кто ответственен за эту катастрофу. Во-вторых, создать моральную равноценность, что нет морального отличия между Россией и Западом. И я видела, как это делалось неоднократно циничным способом: возможно, Путин — коррупционер, но вы на Западе тоже коррупционеры, поэтому ничем не отличаетесь от России», — объяснила пани Эпплбаум.
Она обратила внимание на такой феномен, как использование фейковых (неправдивых) новостей. В мире интернета развитие медиа-технологий означает, что сегодня намного легче создать фейкову фотографию и новость, фейковых экспертов, фейковые веб-сайты и мозговые центры, фальшивые источники информации.
«И мы пытаемся придумать, — продолжила журналистка, — какие институты могут с этим бороться и каким должен быть правильный ответ со стороны правительств. Очевидно, что это должно делать государство. В старые времена были радиостанции «Свободная Европа», «Свобода», с помощью которых мы противостояли пропаганде. Но это кажется сегодня недостаточным и неэффективным в сравнении с прошлым. Поэтому нам нужны многочисленные решения, некоторые из которых могут исходить от гражданского общества, другие от телевизионных продюсеров, и, возможно, правильный путь — это создание и спонсирование таких организаций, как Stopfake.
Мы также предлагаем идею издать что-то наподобие небольшой книжки-справочника по дезинформации. И сейчас мы думаем, что надо создать надежный веб-сайт, где вы можете проверить сообщения, кажущиеся вам подозрительными. И существуют организации Stopfake, Bellingcat, проверяющие сообщения в режиме онлайн».
И еще одной составляющей, по ее мнению, может стать гражданское образование, которое касается не только детей, но и взрослых. Интернет — огромная арена для фейков и дезинформации любого сорта, начиная от коммерческой дезинформации, а также политических рассуждений. Надо учить детей разбираться, какие новости настоящие, какие фейковые, хотя выглядят как настоящие.
«Важной является и медиа-письменность, людей надо учить умению читать СМИ. Причем это нужно делать в школах, университетах, профсоюзах, разных организациях, чтобы помочь людям лучше читать газеты, отличать разные истории и, по крайней мере, сравнивать одну версию новостей с другой. И это в будущем должно стать важной частью образования детей. Потому что если мы учим людей, как использовать банки, что такое фондовая биржа, как выбрать пенсионный план, как финансово жить в современном мире, то их надо учить, как оценивать информацию», — отметила пани Эпплбаум.