Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смена «караула» на «1+1»: шаг вперед или бег на месте?

Возможно ли со сменой собственников возвращение «Плюсов» к «старому» формату?
9 июля, 2009 - 18:49

3 июля медиакорпорация Central European Media Enterprises Ltd. (CME) огласила информацию о заключенной с Игорем Коломойским сделки. По ее условиям, господин Коломойский получает 49% украинских активов СМЕ за 100 млн. долларов наличными и 100% акций телеканала ТЕТ, который будет интегрирован в группу «1+1».

Очередная смена собственников на «1+1» нас интересует с точки зрения нового качественного наполнения канала. Ведь в 90-х, когда Александр Роднянский основал канал, он был одним из немногих проукраинских средств массовой информации. В то время даже телереклама на украинском языке, которая впервые появилась именно на «1+1», была чем-то диковинным и режущим слух. К сожалению, постепенно канал совершенно отошел от своего первоначального формата, отдав предпочтение мылу и «чернухе», а традиционно сильное (еще начиная с «Післямови» теперешнего генерального директора группы компаний «1+1» Александра Ткаченко) политическое аналитическое вещание ликвидировал вовсе. Однако ожидания новых собственников не оправдались (по рейтинговым показателям канал скатился со второго на четвертое место), а украинский зритель, можно сказать, остался ни с чем. Его лишили качественного украинского телевидения, оставив один на один с ТВ, сосредоточенном только на коммерции, и никогда — на смыслах. Переход «1+1» во владение Игоря Коломойского выльется в ряд изменений в эфире «Плюсов». Об этом уже заявил новый хозяин. Возможно ли, что смена собственника (переход от крупной иностранной медийной корпорации к украинскому капиталу) предвещает качественные изменения на канале, связанные с настоящим возвращением к украинскому зрителю?

Ожидается, что трансакция будет завершена до окончания третьего квартала 2009 г., после чего совладелец Приватбанка в течение года может воспользоваться опционом на покупку оставшегося 51% группы за 300 млн. долларов. «Это исключительно бизнес-инвестиция. Мы верим в потенциал нашего медиа-рынка и его большие возможности», — заявил Игорь Коломойский в интервью агентству Интерфакс-Украина. По словам нового собственника «Плюсов», изменение руководства телекомпании в его планы не входит. Главная задача, поставленная перед коллективом, — вывод канала в лидеры на украинском телерынке. Следует отметить, что сейчас «Плюсы» далеки от поставленных целей господина Коломойского... Впрочем, обо всем по порядку.

Напомним, что в прошлом году корпорация СМЕ выкупила у Роднянского и Фуксмана последние 40% акций «1+1» и стала полноправным владельцем украинского телеканала. Именно это событие стало некой точкой отчета падения «второй кнопки» украинского телевидения. Приход новой команды ознаменовал собой кардинальное изменение курса развития канала и полной «зачистки» старых кадров, мол — не формат. Были заданы и выведены более «форматные лица» и критерии создания новостей — так называемые шесть «С» (скандалы, секс, сенсации, смерть, страх, смех) и одно «Д» (деньги). Новости номер один — ТСН — превратились в некую криминальную сводку с «желтоватым» душком и приторно-кровавым привкусом. В эфире «обновленного» телеканала в сотый раз прокручиваются сериалы 90-х, начиная от «Беверли-Хиллс» и «Района Мелроуз» до «Все женщины — ведьмы» и прочей ерунды. Неужели именно в таком формате нуждается современный украинец? Неужели это и есть «кардинальная» реформация эфира? И главное: куда приведет эта реформация?

Борис Фуксман в интервью «Коммерсанту» называет несколько причин того, что «1+1» сегодня теряет позиции: «Все плохое, что было сделано за это время с каналом, произошло в силу непрофессионализма, непонимания украинского телевизионного рынка, отсутствия чутья локальной ситуации».

Телеканал «1+1» создавался в 1995 г. как первый проукраинский канал, задачей которого в первую очередь был диалог с аудиторией, попытка отвечать на ее жизненно важные вопросы, проблемы. Аудитория знала журналистов не просто в лицо, а по именам — у каждого были свои «любимчики», ради которых каждый вечер включались сотни тысяч голубых экранов по всей Украине. Отказавшись от действительно серьезного общественно-политического вещания, взяв курс исключительно на «развлекаловку», канал потерял свое лицо и в прямом, и в переносном смысле. «То, что происходит на канале сейчас, мне самому неприятно. Да, мне подчас кажется, что сохранить «Плюсы» в том виде, в котором они существовали, было проще, чем радикально их менять. Но из канала решили сделать эффективный инструмент потребительского рынка. Телеканалу поставили цель снять максимальную долю рекламного рынка — с соответствующим результатом, не внушающим оптимизма», — поделился своими размышлениями относительно телеканала «1+1» Александр Роднянский в интервью изданию «Коммерсант».

Сегодня действительно многих остро интересует судьба «Плюсов», потому что это своего рода эпохальный канал, давший старт новому поколению украинского телевидения. Переход «Плюсов» в руки нового собственника — это возможность «второго шанса». Коломойский обеспечит студии приток новых инвестиций, капитала, возможность создания новых проектов для телеэфира. Но каналу сейчас явно не хватает главного — притока креативной составляющей, и эту проблему исключительно деньгами не решить.

Александр Ткаченко о новом сезоне в эфире «1+1» «Экономическим известиям»: «Сейчас идут съемки одного украинского сериала, к концу осени запустим еще один. Также мы снимаем несколько развлекательных собственных программ, и будут одна-две программы, скажем так, публицистического жанра. То есть в новом сезоне у нас будет достаточное количество собственного продукта. Мы считаем: чтобы уменьшить зависимость от российского импорта, необходимо развивать собственное производство украиноязычного продукта. Только это в долгосрочной перспективе позволит каналам прочно стоять на ногах. Кроме того, у каналов группы «1+1» есть все необходимое для того, чтобы и вырасти в рейтингах, и улучшить свои финансовые показатели: сформирована новая группа талантливых людей, которых уже можно назвать командой». Ну что ж, посмотрим...

На этой неделе в СМИ также прошли слухи о возобновлении политического вещания в новом сезоне на «Плюсах». Возможно, данный проект станет альтернативой формату общественно-политических ток-шоу, предложенных многими каналами.

«День» поинтересовался мнением относительно прогнозов дальнейшего развития «Студии «1+1». В частности, какие возможные изменения ожидаются в связи со сменой собственника, каким может быть новое политическое вещание на канале, возможно ли возвращение «Плюсов» к «формату Роднянского»?

КОММЕНТАРИИ

Юрий МАКАРОВ, шеф-редактор журнала «Український тиждень», представитель «старой гвардии» «Плюсов»:

— Чтобы вернуть «1+1» к формату Роднянского, нужен, как минимум, сам Роднянский. Что касается прогнозов, то тут очень сложно сказать что-то конкретное. «1+1» с самого начала позиционировал себя как точка контакта с аудиторией. Лично для меня такой формат и есть настоящим телевидением. Говорят, что есть еще и другие форматы ТВ, которые также эффективны, но я таких не встречал, возможно, я что-то не знаю или недопонимаю. Я считаю, что новая политическая платформа в эфире «Плюсов», возможно, и появится. Политические программы все же являются неплохим источником доходов...

Леся САКАДА-ОСТРОВСКАЯ, журналистка, представительница «старой гвардии» «1+1»:

— Ничего не изменится. На канале остается предыдущее руководство. И кризис. Сейчас нам обещают что-то новое, но я совсем этому не верю. Те новые проекты, о которых я читала, мне вовсе не кажутся интересными или креативными. Украинское телевидение — это телевидение купленных форматов, поэтому нужно что-то оригинальное, неординарное, ветер супероригинальных идей. Тогда не придется расходовать большие средства на покупку форматов. Я этих идей очень жду. Болею за «Плюсы» и мечтаю о том, чтобы они снова стали первыми. Когда-то «1+1» позиционировался как национально-буржуазный канал, можно сказать, с национальным сознанием и очень буржуазной картинкой, капиталовложениями в продукт. Потом канал от этого отошел. Что-то там все время не клеится в последние годы... Ни одного повода для восхищения в последнее время я на канале не видела. Что касается политического вещания, то, возможно, в нем будут задействованы Виталий Гайдукевич, Наталия Мосейчук. А вообще я считаю, что политику нужно постепенно забывать. И окончательную точку майданному вдохновению и верховенству политики поставят грядущие президентские выборы. Тогда политики уйдут в небытие, но, возможно, на экране появится культура... Таковы мои предположения.

Диана ДУЦИК, заместитель директора Могилянской школы журналистики:

— Я считаю, что возврата к формату Роднянского на «1+1» точно не будет. Сейчас канал уже положил начало новым изменениям, полностью отказавшись от ряда политических программ. Сейчас на первом плане у канала — развлечение аудитории. Конечно, нельзя сказать, как скажется на политике канала то, что у его руководства стоит Игорь Коломойский. Уж слишком велик соблазн воспользоваться этой властью во время предвыборной гонки. Я думаю, что это мы сможем увидеть уже в начале осени — и то, как и в какую сторону изменится или останется прежним канал, и какое влияние будет оказывать господин Коломойский на «Плюсы». Мне кажется, сейчас телеканал должен четко уяснить для себя, какую нишу он собирается занять на отечественном медиа-рынке, и двигаться к этой цели.

Михайлина СКОРЫК, член комитета Киевского независимого медиа-профсоюза:

— «Студия «1+1» сейчас переживает глубокий творческий и материальный кризис, который достаточно негативно отобразился на позициях канала в украинском медиа-пространстве. «Вторая кнопка» потеряла лидерские позиции. Вернуть их будет очень сложно, особенно на фоне динамичного развития, например, телеканала «СТБ», который уже длительное время работает и системно инвестирует в программы собственного производства. Смена собственника, возможно, сможет оздоровить ситуацию на канале, потому что затянутая корпоративная война, продолжавшаяся несколько лет, была одной из причин кризиса. Фактически у канала не было одного центра принятия решений. Теперь, видно, он уже будет.

Политическое вещание, как правило, дает высокие рейтинги, поэтому в его возобновлении на канале, который претендует на лидерство, ничего необычного нет. С другой стороны, накануне выборов в Украине политические форматы любят создавать специально под теневые или легальные политические бюджеты, чтобы проще привлекать деньги штабов кандидатов. Надеюсь, что менеджмент «1+1» имеет другие амбиции.

Возвращение к формату Роднянского невозможно, к тому же и при нем канал также был очень разным. Изменились люди, время, коллектив студии за последние три года обновился на 70%. Перед журналистами сегодня ставят совсем иные задания. Ставку сделано не на монолитный креативный творческий коллектив, как было раньше, а на ряд продакшн-студий, которые изготовляют нужный каналу продукт.

Думаю, в новом сезоне на «1+1» мы увидим программы, сотканные из коммерческих рубрик, а также первые результаты творческого поиска новой команды. Я надеюсь, что в дальнейшем этот поиск будет продолжаться.

Елена РЯБЕЦ, Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...