Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СМИ и власть: давления меньше, но недоразумений хватает

28 июля, 2005 - 19:18
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

В течение последних двух месяцев в Украине существенно ухудшилась ситуация со свободой слова. Об этом заявили вчера на пресс-конференции в Киеве известные журналисты и эксперты. Они обосновывают свое заявление тем, что высший политический истеблишмент в Украине не знает, как реагировать на выступления СМИ. Иногда неадекватность реагирования политиков вызывает грубые ответы в адрес тех или иных журналистов и, более того, даже судебные иски. Директор Института массовой информации Сергей Таран приводит наиболее заметные за последний период примеры нетолерантного отношения к представителям журналистской братии. Так, возглавляет «список» министр культуры и туризма Оксана Билозир, за ней — министр юстиции Роман Зварич, а в последнее время — и сам Президент Украины Виктор Ющенко, реакция которого на скандальные публикации о стиле жизни его сына Андрея была более чем неожиданной. По мнению Сергея Тарана, ответ Ющенко на те публикации свидетельствует о том, что нынешние политики «родом» из той же политической культуры, что и старая власть. Стоит отметить, что со стороны исполнительной власти на журналистов действительно совершается меньше давления, чем при старой власти. Однако сохранилось непонимание того, что когда журналисты пишут о государственных чиновниках, они только выполняют свои профессиональные обязанности. «Демонстрация такого отношения к журналистам со стороны Президента свидетельствует о том, — говорит господин Таран, — что он перестал быть национальным лидером, а стал обычным политиком, хотя и популярным, однако не таким, который мог бы служить моральным гарантом для общества». Как отметил журналист «Радио «Свобода» Владимир Бойко, старая власть хотя бы делала видимость своего невмешательства в СМИ, а ныне создается впечатление, что мораль нового Президента и его семьи становится выше Закона.

Как при старой власти, так и при новой, актуальной остается также и проблема с судебными исками к журналистам. Олег Ельцов отметил, что в нынешних условиях, конечно, никто не будет отвозить в лес или стрелять в «неправильных» журналистов. Но есть другой рычаг влияния на них — это судебная ветвь власти. Жаль, что кроме выполнения своих профессиональных обязанностей, коллеги по перу должны также часто посещать судебные институты от первой до последней инстанции, выплачивать компенсации, а кое-где и отбывать условные и другие сроки наказания. По словам Сергея Тарана, пока исполнительная власть не знает, каким образом реагировать на независимые журналистские расследования, судебная власть оказывает давление на журналистов и демонстрирует «чудеса» произвола. Например, дело экс-редактора ровенской газеты «7 дней» Василия Геруса является «наиболее свежим» за последний период. Так, 21 июля Ровенский городской суд осудил его до трех лет лишения свободы. Против Геруса, напомним, было возбуждено уголовное дело из-за публикации во время выборов псевдопрограммы кандидата в президенты Виктора Ющенко. Суд признал Геруса виновным по ст. 364 ч.2 и ст. 157 ч.2 Уголовного кодекса Украины — превышение служебных полномочий, которые повлекли за собой тяжелые последствия, а также помешали реализации избирательного права граждан. Хотя так, считает Сергей Таран, во время выборов делал едва ли не каждый редактор любой районки. Но почему к ответственности привлекли именно Геруса? Ныне Василия Геруса оставили на свободе, однако назначили испытательный срок — один год. Экс-редактору не запретили заниматься журналистской деятельностью, однако обязали публично (через СМИ) извиниться перед пострадавшим Президентом.

До сих пор нерешенным остается также дело евпаторийского журналиста Владимира Лутьева. 30 июня Апелляционный суд Севастополя, который уже около двух лет рассматривает его дело, решил вернуть Лутьева под стражу. Напомним, что в октябре 2002 года работниками УБОПа журналист был обвинен в попытке организации покушения на депутата Николая Котляревского. Тогда же журналиста взяли под стражу. Лутьев в своей газете «Євпаторійський тиждень» писал об уголовном прошлом упомянутого депутата. Благодаря протестам коллег-журналистов и вмешательству омбудсмена Нины Карпачевой, журналист в декабре прошлого года был освобожден из- под стражи. Однако потом, через ходатайство Котляревского, меру пресечения изменили — журналист опять попал в тюрьму, где начал голодовку. На данный момент Лутьев находится в больнице в Симферополе. По мнению коллеги Лутьева, независимого журналиста Игоря Чайки, дело это шито белыми нитками — «господин Лутьев допек своими публикациями господина Котляревского». Однако, отмечает Владимир Бойко, журналисты хотя бы защищены своей публичностью. А что вершит украинская судебная власть с рядовыми гражданами?

Очень смущает журналистов и до сих пор нерешенное «дело Гонгадзе». Сергей Таран отмечает, что сейчас на свободе находятся немало его фигурантов. В первую очередь, это люди, которые сфальсифицировали дело.

Эти три вышеупомянутых факта игнорирования журналистских вопросов, наталкивают на мысль о том, что закрытость информационного общества возвращается. Как ее предотвратить? Сергей Таран считает, что журналисты должны заставить нынешнюю власть себя уважать. Однако рецепт, предложенный на пресс-конференции, — ставить политикам одни и те же вопросы до тех пор, пока они не дадут четких ответов, — кажется не слишком действенным.

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ