Упреки в адрес телевидения по поводу его безнравственности иногда могут звучать как надоедливое брюзжание, но все же нельзя не согласиться с тем, что основания для таких упреков есть. И наиболее образованная и самодостаточная часть социума еще пытается каким-то образом на это повлиять, а ученые в своих доводах используют доказательную базу. В частности, обнародуются результаты исследований Йельского университета о том, что билборды, содержащие элементы эротики, расположенные вдоль дороги, блокируют внимание водителя на некоторое время (как правило, достаточное для создания аварийной ситуации). Но рекламодателей и «креативщиков» это не останавливает. Тем временем, каковыми на самом деле являются симпатии украинской телеаудитории, и действительно ли они на стороне примитива, мы не знаем. И, наверное, это не последняя составляющая проблемы «безнравственности на ТВ».
Почему она укрепляет свои позиции в средствах массовой информации, в частности, на телевидении? Эту тему мы обсудили с генеральным директором телеканала «СІТІ» Виталием ДОКАЛЕНКО.
— Я не скажу ничего нового — телевидение отражает действительность. Обвинять отечественное телевидение в безнравственности, по меньшей мере, неэтично. Вы хотите сказать, что, показывая драку депутатов в парламенте, мы делаем новости безнравственными? Когда мы цитируем высокопоставленного чиновника, позволяющего скабрезные высказывания в адрес коллеги, тоже виновато ТВ? Извините, это не к нам, не по адресу.
— В свое время радио и телевидение были носителями чистого литературного языка, являясь своеобразным речевым эталоном. Сейчас мы сплошь и рядом слышим не просто сленг и суржик, но и грубый мат.
— Тут все неоднозначно. Такая тенденция, на самом деле, существует в силу ряда причин.
Во-первых, многое зависит от формата программы. Естественно, в информационно-аналитических программах ни сленг, ни суржик недопустимы. Но в программах, ориентированных на молодежную аудиторию, разумеется, будут использованы интернетовские фразы, какие-то «модные» словечки, афоризмы и так далее.
То есть кино, телевидение, являясь синтетическим видом искусства, в большей степени ориентировано на массы. Люди с большим удовольствием смотрят то, что им близко по духу. Меняется мораль, меняются стереотипы, меняется речь — это закономерно. Другое дело, как к этому относиться.
— Но ведь общество на самом деле стало более продвинутым — образованнее, культурнее, коммуникабельнее...
— Есть другая причина — это рейтинги и погоня за аудиторией. К сожалению, телесимпатии современного украинского общества формируются данными лишь одной компании, делающей замеры телесмотрения в Украине. Выборку уровня телезрителей, чьи телевизионные вкусы и пристрастия сегодня формируют сетки вещания отечественных телеканалов, проверить и оценить практически невозможно. Однако весь рекламный бизнес оперирует лишь этими данными. Вот и имеем то, что имеем. Телеканал — это коммерческое предприятие, поэтому и приходится принимать условия, продиктованные рынком.
— Существуют ли механизмы, позволяющие повлиять на уровень и содержание ТВ?
— На данный момент — это исключительно уровень культуры и внутреннего содержания тех, кто делает программы собственного производства. Причем это касается и телеведущих, и менеджмента. Я против дешевого заигрывания с аудиторией. Доступность приветствуется, фальшивый эпатаж — нет.
— Говоря о менеджменте, Вы имеете в виду, что руководитель все же может запретить выход сомнительной телепродукции — будь то ролик, будь то фильм, не говоря уже о программе собственного производства?
— Конечно, может. Как минимум, менеджмент телеканала обязан следить за такими вещами, как повтор в дневное время художественных фильмов, которые накануне шли в ночном эфире с красным квадратиком в нижнем правом углу! Вот это и есть безответственность, переходящая в безнравственность, когда дети, на грани психологической травмы, смотрят то, к чему они по определению еще не готовы.
— Кстати, в детских телепрограммах также иногда можно услышать бранные слова...
— Что касается детских программ собственного производства, я никогда не слышал нецензурных выражений! Впрочем, в отечественном телеэфире программ для маленького зрителя настолько мало, что это и не удивительно!
Но если и есть какое-то речевое хулиганство, то чаще всего это либо некорректный перевод иностранного телепродукта, либо «идейный замысел» производителя. Откровенно говоря, мы скурпулезно подходим к вопросу покупки программ для детей: в частности, образовательные проекты «Мистер Мейкер», «Большая ферма» никоим образом не содержат грубой лексики.
Возвращаясь к теме, могу сказать: поскольку не существует практически никакой ответственности за публичное сквернословие, мы будем «наслаждаться» этим явлением и в телевидении. Я думаю, вопрос «популяризации безнравственности» в телевидении лежит скорее в правовой плоскости, касающейся государственной политики в области телевидения и радиовещения.