Редактор еженедельника The Economist, старший вице-президент Центра анализа европейской политики Эдвард ЛУКАС, который прибыл по приглашению hromadske.ua, прочитал в Киеве лекцию на тему: «Новая холодная война — кто выигрывает и как она может завершиться». Известный британский журналист является экспертом в энергетике, кибер-безопасности, разведке, внешней политике России и безопасностной политике, а также политике и экономике стран Восточной Европы. Среди его многочисленных публикаций, наверное, самая известная — книга «Новая холодная война: как Кремль угрожает России и Западу». Господин Лукас также является автором «Дня», по просьбе нашего издания он постоянно комментирует разные актуальные события, происходящие в мире. «День» воспользовался этим достаточно редким приездом известного британского журналиста, чтобы подарить ему книгу «Котел, или Дело без срока давности» на английском языке, в которой, по словам главного редактора Ларисы Ившиной, «исследована одна из тех историй, которая, несмотря на давность — ей свыше 15 лет, — до сих пор не отпускает Украину из прошлого». Господин Лукас с благодарностью принял книгу и согласился перед началом лекции ответить на вопросы об ответственности западной журналистики за то, что в Европе распространяется российское «влияние», пророссийские лобби, коррупция, которую экспортирует Россия, и как сами журналисты должны исправлять такое положение вещей.
РЕДАКТОР ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА THE ECONOMIST ЭДВАРД ЛУКАС С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРИНЯЛ ПОДАРОК «Дня» — КНИГУ «КОТЕЛ», ИЛИ ДЕЛО БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ» НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. ДЛЯ ЭТОГО ЭКСПЕРТА, КОТОРЫЙ ГЛУБОКО ИНТЕРЕСУЕТСЯ ИСТОРИЕЙ НАШЕГО РЕГИОНА, БУДЕТ ПОЛЕЗНО УЗНАТЬ О НЕКОТОРЫХ МОМЕНТАХ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ, КОТОРЫЕ НЕ ОСВЕЩАЛИСЬ В ЗАПАДНОЙ ПРЕССЕ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
— Журналисты должны решить: или являются они частью развлекательного бизнеса или частью публичной жизни. А если вы являетесь частью публичной жизни, то должны иметь отвагу и быть ответственными. А если вы являетесь частью развлекательного бизнеса, то вы не должны иметь ни привилегий, ни ответственности, — говорит Лукас. — Если мы внимательно посмотрим на этику журналистики и на бизнес-модель журналистики, то в данный момент увидим, что старая бизнес-модель журналистики потерпела крах. Очевидно, что медиа в частном секторе переживают значительные трудности.
Если мы имеем государственные средства или средства филантропов или еще какие-то другие поступления от коммерческой деятельности, то должны четко понимать, что это не часть развлекательного бизнеса.
— Так вы не видите никакого решения или выхода, чтобы на Западе журналистика играла позитивную роль в том, чтобы просвещать народ и заставлять элиту, политиков придерживаться провозглашенных ценностей?
— Идея журналистики — это развитие мысли. И журналисты несут ответственность за то, чтобы делать вклад в общественную культуру и развитие общественного мнения. И мне нравится эта идея. Как я уже отметил, в журналистике существует огромная двусмысленность: мы являемся или частью развлекательного бизнеса или частью публичной жизни.