Самым интересным общественно-политическим зрелищем на минувшей неделе был этакий украинский «бой быков», разыгравшийся между НАБУ Ситника и САП Холодницкого при участии Генеральной прокуратуры, Верховной Рады и находившейся в «засаде» Администрации Президента.
Умные люди давно предупреждали, что создание множества учреждений, занимающихся решением одних и тех же задач, в конкретных условиях Украины приведет к «войне компетенций», когда мы получим «гвардейцев кардинала» и «мушкетеров короля». Вот они, на радость коррупционерам, и выясняют между собой отношения, сражаются за свои узковедомственные приоритеты. Наблюдаем апофеоз такой вот «административной атаманщины». Уже несколько лет нам с утра до вечера рассказывают о борьбе с коррупцией, это бесконечное, бесплодное и бессмысленное словоблудие, которое в конце концов сводится к призывам по адресу рядовых украинцев не давать взятки врачам, учителям и автоинспекторам при полном спокойствии и удовлетворенности топ-коррупционеров.
Публику развлекли пикировкой Холодницкий и Ляшко, где «народный артист Украины» Олег Валерьевич разыграл блестящий этюд с допросом шефа САП на предмет его генеральско-прокурорского звания в 30 лет, а также почетного звания «Заслуженный юрист Украины» за не известные Ляшко заслуги. Холодницкий не остался в долгу, заявив, что ему не хватает разве что дома в Козине (домовладелец — пламенный борец за народное счастье Ляшко О. В.) и феноменального везения оппонента во всевозможных лотереях, где тот якобы законно выиграл целую кучу денег.
Затем сдуру зачем-то вылез добрый приятель российского олигарха Григоришина и «ночной кошмар» отдельных плохих коррупционеров С. Лещенко. Но Холодницкий успокоил этого деятеля, напомнив ему о его квартире за 350 тысяч долларов США (нет, ребята, будь я помоложе и поздоровее, точно пошел бы в антикоррупционеры — хорошее занятие и сытное), по которой следовало провести (но не провели) антикоррупционное расследование. Видимо, этот цирк еще какое-то время будет продолжаться — по всему видать, что клоуны еще не устали, напротив, полны сил и азарта.
А «Первый Национальный» показал любопытный сюжет. Оказывается, те прокуроры, которые, выполняя волю Януковича, в свое время преследовали Ю. В. Луценко и, в конце концов, добились для него тюрьмы, спокойно трудятся в ГПУ (и других прокуратурах) и даже получили повышение по службе. С одной стороны, можно восторгаться тем, что Ю. В. Луценко — феноменально добрый и немстительный человек. А с другой... Эти должностные лица поступили с экс-министром внутренних дел незаконно, несправедливо и преступно.
Значит, они могут таким же (а может, еще более незаконным) образом поступить с любым другим гражданином Украины. И это уже не личное дело Ю. В. Луценко, не вопрос его великодушия... Кстати, это великодушие или беспринципность? Подозреваю, что такова ситуация во многих наших ведомствах, везде господствует типичный для нашей власти и разъедающий, как ржавчина, страну «договорняк»...
А канал «112 Украина» сообщил, что в Тернопольской области солдат получил 11 лет тюрьмы за самовольное оставление воинской части на три месяца. Вообще-то за убийство наши гуманные (?) суды дают меньше... Цель наказания — исправить гражданина, поставить его на путь истинный, а не уничтожить социально и морально. В данном случае вполне хватило бы четырех-пяти лет с возможностью условно-досрочного освобождения. И тут сразу же приходит на ум ситуация с большими начальниками. Что-то я не слышал о приговорах — хотя бы в виде одного года условно — тем украинским адмиралам в Крыму, которые за несколько дней стали российскими адмиралами. О них у нас молчат. А где приговоры генералам, которые, сверкая пятками, бежали из зоны боевых действий на Донбассе, бросая своих подчиненных? Их нельзя трогать, поскольку у них родственные связи с известными политиками... И тут действует неуклонный и главный у нас в Украине закон «договорняка». К сожалению, наше общество еще не стало буржуазным, оно феодальное, где отсутствует принцип равенства граждан перед Законом.
А значит, и правосудие особое — сословное. Для герцогов и графов — одно, для кардиналов и аббатов — другое, для купцов и лавочников — третье, для холопов — четвертое... И у нас в Украине для простых людей и для бюрократии и олигархов существуют разные системы правосудия. У нас нет элементарной социальной справедливости, что делает наше общество крайне неустойчивым, сверхконфликтным, постоянно «беременным» революцией.
Вот почему наша Фемида решила отыграться на простом солдате... Его ведь никто из влиятельных политических и бизнес-олигархических «бонз» защищать не станет.
Но еще больше тревожит дело Ивана Бубенчика. Участник Майдана и ветеран АТО имел неосторожность где-то «ляпнуть» журналистам, что на Майдане стрелял в «беркутов» и вроде бы двух убил. Наивный, он думал, что Майдан победил. Но в действующей власти много тех, кто думает иначе. И прокуроры радостно ухватились за эту фразу. Судя по всему, кроме нее, у них ничего нет. Но личное признание считалось «царицей доказательств» только во времена сталинского генерального прокурора Андрея Вышинского. Разумеется, личное признание можно было из человека выдавить. Если долго и жестоко бить и применять «особые методы» допроса, то многие сознаются в том, чего не совершали. Да и любой может что-нибудь «ляпнуть». Вот почему нужны материальные, вещественные доказательства, а не только умозаключения следователей и прокуроров. Кстати, у меня в Севастополе по соседству жил отставной мичман флота, который, изрядно выпив, заливался пьяными слезами, бил себя в грудь и «признавался» в том, что это лично он взорвал линкор «Новороссийск» (был такой корабль, флагман Черноморского флота при Сталине, а потом и при Хрущеве).
Так что далеко не каждому признанию следует верить. Но тут почему-то решили поверить. А чем им еще заняться? За четыре года расследование убийств героев Небесной Сотни было провалено, виновные «беркуты» либо сбежали, либо их отпустили, простили, забыли и т. д. Между прочим, когда сегодня прокуроры рассказывают о погибших на Майдане «беркутах», то употребляют формулировку: «выполняли приказ». Но забывают уточнить: «выполняли заведомо преступный приказ» стрелять по безоружным людям. Международное право, обязательное и для Украины, разрешает военнослужащим и полицейским не выполнять заведомо преступные приказы. «Беркуты» благодаря нашей правоохранительной и судебной системе не ответили за свои деяния. А теперь эта система решила отыграться на майдановцах. Да уж, если власть начинает героизировать «Беркут»... А между тем, абсолютно большинство «беркутовцев» предали Украину, изменили присяге. Они принимали самое активное участие в антиукраинских мятежах в Крыму и на Донбассе.
Кажется, суд отнесется к Ивану Бубенчику, который защищал Родину и на Майдане, и в АТО, намного суровее, чем к «беркутам». Не знаю, светит ли ему домашний арест вместо СИЗО... Но власть, ступившая на путь атаки на Майдан, очень рискует. Причиной Революции Достоинства было глубокое чувство несправедливости, охватившее миллионы украинцев. Власть (и старая, и нынешняя) этого не поняла. Что же, те, кто пришел в начальственные кресла на крови Небесной Сотни, активно копают себе яму, в которую и упадут, дай Боже, чтобы без Украины.
Когда нам рассказывают об опасности третьего Майдана, о его возможных катастрофических последствиях, я хочу попросить: пожалуйста, расскажите об этом власти, причем в такой форме, чтобы до нее дошло. Ведь это именно она раскачивает лодку и провоцирует третий Майдан. Сегодня сотни тысяч людей, участвовавших в Майдане в Киеве и других городах, чувствуют, что создается прецедент и после Бубенчика придут за ними. Любопытное, однако, зрелище: майдановцев-крымчан судили и осудили в оккупированном Крыму, а теперь майдановцев судят в Киеве. Все это напоминает атмосферу, возникшую после принятия законов 16 января 2014 года, когда огромное количество людей в Украине ощутили общность судьбы и общность угрозы. И это ощущение консолидировало граждан и заставило их идти до конца, до победы. Наша правоохранительно-судебная система не дает соскучиться — то дело Колмогорова, то теперь дело Бубенчикова. Ну, ладно, начнут Ивана судить — тогда сначала под судом соберутся десятки, потом сотни, потом тысячи людей. Вот так и начнется Майдан. Люди не смирятся с преследованием тех, кто защищал Украину, когда Янукович уже продал ее Путину. А попранное чувство справедливости («дух, що тіло рве до бою...») снова выведет украинцев на улицы и площади. Наша страна сегодня напоминает бочку с порохом. И не нужно около нее устраивать псевдоюридические фейерверки. Плохо будет.