Между гротеском и комедией
Владимир ВОЙТЕНКО
С воскресенья на понедельник, с 3 на 4 июня, в 00.15, на канале «1+1» смотрите австрийское кино — фильм Вольфганга Мурнбергера «Мясник».
В нем рассказывается о том, как частный детектив берется помочь своему другу. Дело в том, что у того приятель арендовал автомобиль и бесследно исчез, а прошло уже несколько недель. Следы ведут к ресторану, специализирующемуся на блюдах, приготовленных на гриле. Но расследование показывает, что здесь пахнет не только жареной курятиной...
«Мясник», если попытаться определиться с жанром или, скорее, со своеобразным жанровым фаршем, — это «черный» комедийный криминальный триллер. Собственно говоря, в этом фильме присутствует и определенный, так сказать, языковой фарш из немецкого, сербского и русского. Как не трудно догадаться, последнее связано с уже довольно традиционным для современного мирового кинематографа русским криминальным сюжетным следом. Только боюсь, чтобы вскоре он не изменился — вследствие определеных известных обстоятельств — на украинский. Ну что ж, как говорится, поживем — увидим.
Я же себе позволю процитировать не менее примечательный вступительный монолог к фильму Вольфганга Мурнбергера, который является одним из ключей к его пониманию, или, по крайней мере, к одной из трактовок: «Это опять произошло. И никто не хотел верить, что такое могло произойти у нас под носом. Но как только все стало понятно, все начали тыкать друг в друга пальцами. Одни считали: это из-за деньг, из-за жадности. Другие обвиняли во всем секс. Третьи же говорили, что все это наша современная действительность — безбожное, эгоистичное общество. Австрийцы обвиняли неавстрийцев. Вегетарианцы же говорили, что едоки мяса всему виной. Но вот что скажу вам я: все они ошибались — ничего не произошло бы, если бы в это не была впутана любовь».
Осталось добавить, что сюжет фильма «Мясник» основан на романе австрийского же писателя и сценариста Вольфа Гааса. Собственно говоря, кинорежиссер Вольфганг Мурнбергер и сценарист Вольф Гаас — это весьма успешный творческий тандем. Дело в том, что их общие детища раньше пользовались большим успехом, по крайней мере в Австрии — мистический триллер «Приди, сладкая смерть» стал национальным кинохитом в 2001 году, а криминальный триллер «Молчание» был признан лучшим австрийским фильмом 2004 года.
«Мясник» — кино довольно откровенное и кровавое, но не в этом дело, далеко не только в этом... И, по справедливому замечанию одного из американских кинокритиков, как и братья Коэн, Мурнбергер умеет находить баланс между черным гротеском и комедией.
В программе также можно будет посмотреть специальный сюжет, в котором будет идти речь, собственно, об образе или, так сказать, мотиве «мясника в кинематографе». Это довольно примечательно и интересно.