О Гоголе, который не понимал, зачем ему индийские традиции
С воскресенья на понедельник, с 27 на 28 мая, в 00.00 на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и ленту Миры Наир «Тезки».
Фильм «Тезки» создан содружеством индийских и американских кинематографистов. Вообще режиссер Мира Наир своим творчеством склонна перебрасывать мостик от традиционной индийской культуры к открытому космополитическому миру. Собственно, ее лента фокусируется вокруг этой темы и проблемы.
Молодая пара из Калькутты Ашок и Ашима переезжает в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк. У них здесь рождаются дети, уже полноправные американцы. Сына, кстати, родители назвали Гоголем, именно в честь гениального писателя, нашего знаменитого земляка. Так вот, если Ашоку и Ашиме удается приспособиться к американской жизни, не теряя своих исторических корней, то с детьми в этом смысле тяжелее. Например, Гоголь абсолютно не понимает, для чего ему индийские традиции.
Показателен слоган фильма «Тезки» — «Два мира. Одна дорога». В определенном понимании именно эта лента Миры Наир, которая давно уже живет в Соединенных Штатах, находится на грани двух миров. Поэтому это уже и не совсем индийское кино, а скорее кино американское на индийский манер. Вы не увидите традиционных для индийского кинематографа танцев, не услышите тех своеобразных песен. Не действуют здесь ни супергерои, ни зловещие злодеи, которые плетут коварные интриги. Это кино правдивого психологического измерения. Собственно, Мире Наир удается достаточно убедительно изобразить, передать разницу между первым и вторым поколением эмигрантов, между родителями и детьми, которые культурно уже чувствуют себя другими. И все же национальные корни оказывается достаточно глубоким, чтобы в критический, переломный момент жизни почувствовать его силу и важность.
Мира Наир, о творческом пути которой будет идти речь в специальном сюжете, в начале своей самостоятельной жизни получила социологическое образование, которое, надо полагать, последовательно привело ее к практике документального кинематографа. Как режиссер-документалист Наир начала в зрелищной и публицистической форме привлекать внимание зрителей, общества, властных институций к актуальным проблемам индийского общества. Ну, а уже впоследствии режиссер обратилась к кинематографу игровому.
Ее «Тезки» — довольно утонченная драма, которая, невзирая на свою жанровую определенность, не вызывает и не оставляет после пересмотра ощущения безвыходного положения. Скорее наоборот — дарует проблеск света, который способен поддержать и помочь людям одного мира лучше понять людей другого. Действительно, миров — два, может, больше, а дорога — одна, общая.
Владимир ВОЙТЕНКО