«Последний киносеанс»
С воскресенья на понедельник, с 21 на 22 октября, в 00.15, на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и ленту Питера Богдановича
Владимир ВОЙТЕНКО
«Последний киносеанс» — знаменитая картина американского кинорежиссера Питера Богдановича, классика Нового Голливуда. Ностальгическое кино о жизни провинциального техасского городка 50-х годов ХХ века. Выдающаяся черно-белая стилизация, увидевшая свет в 1971-м. Это период, когда американский кинематограф был особенно честным, непримиримым и в то же время пронизанным любовью и сочувствием к угнетенным и голодным, к бунтарям и изгоям общества.
Сюжет этого фильма разворачивается медленно, не спеша, почти незаметно, детализируя отношения между жителями города, задыхающегося от затхлой провинциальной атмосферы. Молодые же люди, в отличие от надломленных беспросветным существованием родителей, хотят настоящей и полнокровной жизни.
Когда «Последний киносеанс» вышел на экраны Америки, его называли «свежим взглядом в прошлое». И это именно тот редкий случай, когда лента получила бесспорное признание как у критиков, так и у публики, то есть стала финансово успешной, превзойдя в кассовых сборах свой бюджет аж в 22 раза.
Фильм также был удостоен ряда почетных и престижных кинематографических наград. В частности актеры Бен Джонсон и Клорис Личмен удостоились «Оскаров» за лучшие роли второго плана.
И следует заметить, что постановщику ленты Питеру Богдановичу, бывшему кинокритику, на то время было всего 32 года. Он сам дышал молодостью, а также кинематографом, который, соответственно, хорошо знал. Таким образом, «Последний киносеанс» также стал его признанием в любви к настоящему кино. Лента наполнена многими кинореминисценциями и целыми киноцитатами из классических американских фильмов. Режиссер в тело своего фильма прямо вставляет фрагменты из таких незапамятных классических картин, как «Отец невесты» Винсента Минелли и «Красная река» Говарда Гокса.
Но, в конце концов, триумф и праздник заканчиваются реквиемом по кинематографу и навсегда потерянным временем. И само название фильма — «Последний киносеанс» — в то же время является радостью от встречи с любимыми фильмами и символизирует конец тотальной эпохи кино, на смену которой начала приходить телевизионная эпоха.
Питер Богданович снял «Последний киносеанс», опираясь на сюжет одноименного романа писателя Ларри Макмертри, который увидел мир в середине 1960-х годов. И, последовательно, по жанру, это эдакий развернутый кинороман, многофигурный — со многими персонажами и сюжетными линиями. Но, вместе с тем, без сквозного стройного сюжета — можно сказать, в духе и в традиции собственно американского романа о жизни на Среднем Западе. Черно-белая ностальгическая эстетика, искренняя интонация, непосредственные молодые актеры, а также музыкальный ряд, составленный чуть ли не исключительно из песен-шлягеров пятидесятых годов, — все это также стало залогом зрительского успеха, безусловно, наилучшего фильма Питера Богдановича, о творчестве которого будет идти речь в специальном сюжете.
Кстати, бытует мысль, что Питеру Богдановичу достаточно было снять лишь эту одну-единственную кинокартину — «Последний киносеанс», — чтобы навсегда завоевать себе имя великого режиссера. Так или иначе, а этот фильм действительно является одним из лучших художественных и бескомпромиссных фильмов американского кинематографа за все время его — одновременно славного и контраверсийного — существования.
Тонкое ощущение рок-н-ролла
С пятницы на субботу, с 19 на 20 октября, в 01.00, на телеканале «Украина» будут демонстрировать фильм Джона Уотерса «Плакса».
Вадим ЛУБЧАК, «День»
Снятая в США в 1990 году, музыкальная комедия «Плаксий» режиссера Джона Уотерса стала одним из первых фильмов в профессиональной карьере молодого актера Джонни Деппа. Сыграв в ленте самого бесстыжего и нахального хулигана в школе, актер, в сущности, громко заявил о себе Голивуду. А уже через полгода, после премьеры фильма «Эдвард руки-ножницы», которая состоялась в США в декабре 1990-го, даже самые требовательные к Джонни Деппу критики поняли: на небосклоне современного кино взошла новая звезда.
В мюзикле «Плакса» события разворачиваются в 1954 году в Балтиморе, кстати, родном городе режиссера Джона Уотерса. Зрители знакомятся с молодой звездой рок-н-ролла, местным хулиганом Уэйдом Уокером, которого в школе прозвали Плаксой. Умением пустить одну-единственную слезу — как бы больно или радостно ему не было — Уокер очаровал не один десяток девушек. Впрочем, сам он полюбил неприступную умницу из зажиточной семьи консерваторов Эллисон, которую сыграла Эми Локейн. Как это часто бывает в романтических, а к тому же музыкальных художественных кинолентах, любви молодых людей мешает окружение, а точнее вызывающая разница в социальных статусах обоих «кланов». Общество Плаксы исповедует свободные принципы, не чурается развлечений и игр, организует музыкальные концерты и автогонки. А семья интеллигентов, из которой происходит Эллисон, принадлежит к зажиточным консерваторам и, разумеется, не хочет иметь с хулиганом Уокером ничего общего. Впрочем, как в настоящей сказке, добро всегда побеждает зло. Эллисон не просто влюбилась в Уокера, но и на себе испытала близость культуры, в которой он живет. А впоследствии, в конечном итоге, смогла объяснить своим родным, в чем заключается особенность красоты новых демократических мировоззренческих принципов Плаксы, который, кстати, оказался порядочным человеком.
Лента «Плакса» по-особенному тонко напоминает зрителям о неповторимых для рок-н-ролла и новых культурных веяний 1950-е годы.