Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телегид

20 апреля, 2012 - 12:17
Оливер Стоун

 

Социальная сатира на американскую мечту

 

С воскресенья на понедельник, с 22 на 23 апреля, в 00.40, на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент Кино» и фильм Оливера Стоуна.

«Прирожденные убийцы» — знаменитый, без преувеличения скандальный фильм одного из самых принципиальных и бескомпромиссных американских кинорежиссеров Оливера Стоуна. Эта криминальная феерия — в ряду наиболее контраверсионных фильмов за всю мировую киноисторию.

В сюжете речь идет о сумасбродной паре молодых влюбленных, Мелори и Микки, которая, будто бы наследуя легендарных разбойников и убийц времен Великой депрессии Бонни и Клайда, странствует по одноэтажной Америке и убивает всех, кто им препятствует. И эти «прирожденные убийцы» становятся известными на всю страну после серии репортажей беспринципного тележурналиста Вейна Гейла, когда телевидение чуть ли не превращает их в героев нации.

Ленту Оливера Стоуна и, собственно, самого Стоуна многие обвинили в пропаганде насилия. Тем более что нашлось несколько последователей Мелори и Микки в реальной жизни. Но, как известно, раздражителем, вызывающим агрессию у социопата, может стать что угодно. А «Прирожденные убийцы» на самом деле являются социальной сатирой, критикой американского общества, к которой на протяжении всего своего творчества остается склонен Оливер Стоун.

Кстати, в программе будет демонстрироваться специальный сюжет, где Стоуна представят как своеобразного кинохроникера американского разочарования в демократии.

Примечательна также сама история создания «Прирожденных убийц». В частности, относительно драматургической основы этой ленты. Дело в том, что первоначальный сценарий принадлежал Квентину Тарантино. Но Стоун вместе с несколькими кинодраматургами сильно переписал его, векторизируя на совсем другое кино. Переделанная версия крайне не понравилась Тарантино, и он публично отказался от сценария. Тарантино обвинил Стоуна в искажении изначального замысла, в превращении эдакой гангстерской истории-забавы в социальную сатиру.

Ведь у Стоуна, как всегда, получился фильм-протест. Как всегда. Поэтому не совсем понятно, а чего же ждал сценарист Тарантино? Впоследствии он, наверное, это понял и согласился, чтобы в титрах было указано, что лента создана по его сюжету.

Кроме выразительного социального посыла (обратите внимание, что персонажи картины тоже с самого начала деромантизированы), «Прирожденные убийцы» — это невероятно искусное кино. Иногда его называют фильмом-клипом. В нем сплавлено много всего и всякого: здесь и анимация, и комиксы, и программная, важная для драматургии, игра с цветом, и использование самых последних на то время достижений компьютерной графики.

Подчеркну, все, абсолютно все это имеет мощную драматургическую, идейную, смысловую нагрузку. Также постановщик находит возможность поиронизировать над классическими американскими киножанрами, да и, в конце концов, ценностями.

На Венецианском международном кинофестивале 1994 года Оливер Стоун получил за этот свой фильм Большой специальный приз жюри, а исполнительница роли Мелори Джульетт Льюис — приз как лучшая актриса...

Владимир ВОЙТЕНКО

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ