Барокковая прихоть «Веселой Елисаветъ»
В пятницу, 9 декабря, в 10.05 на Первом Национальном — новая премьера документального фильма из цикла «Киевская старина. Мир искусства».
«Цель творца — лишь удивительное и поражающее. Тот, кто не в состоянии удивить — пусть идет в выгребальницу, то есть — станет конюхом», — говорил первый итальянский барокковый поэт Джамбаттиста Марино.
Время правления императрицы Елизаветы, дочки Петра I, — это эпоха, когда в отечественном искусстве царил роскошный и страстный стиль барокко. Прелестная и веселая «Елисаветъ», казалось, олицетворяла этот стиль. Дипломаты говорили о ней как о самой красивой принцессе Европы, она любила музыку, играла на многих инструментах, сочиняла песни, прекрасно танцевала.
Отец мечтал выдать дочь за короля Франции Людовика XV. Но в Версале отклонили это предложение — мать девочки в прошлом была прачкой и на время рождения «Лизоньки» еще не обвенчалась с российским императором.
Если бы французский двор не пренебрег незаконно рожденной невестой, не суждено было бы состояться другому браку Елизаветы. Браку тайному, морганатическому, о котором запрещено было говорить вслух. И в Киеве никогда не появились бы два выдающихся сооружения великого итальянца Бартоломео Растрелли, которые навсегда изменили лицо города — сказочный Мариинский дворец и изысканная Андреевская церковь.
Растрелли-младший — итальянец, который родился в Париже, где и провел первые 16 лет своей жизни. Его отец — талантливый скульптор и архитектор из Флоренции работал при дворе Людовика XIV. Он очутился в Петербурге, подписав контракт с Петром I. Растрелли построил около семидесяти зданий, самые известные из них — Зимний дворец и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе, дворцовые комплексы в Прибалтике.
О цене эмиграции
С воскресенья на понедельник, с 11 на 12 декабря, в 01.05, на канале «1+1» в программе «Аргумент-Кино» — лента Уэйна Креймера «Пересекая границу».
Основная сюжетная линия фильма рассказывает о нелегальных гастарбайтерах, попавших в Соединенные Штаты Америки по различным причинам. Иммигранты пытаются легализовать свой статус — у кого-то это получается, а у кого-то нет.
Постановщик фильма Уэйн Креймер сам иммигрировал в Соединенные Штаты. Он родился и до 21 года прожил в Южно-Африканской Республике. В 1986-м перебрался за океан и стал американцем. Не знаю, какой была история получения им гражданства, но, очевидно, Креймер взялся за этот фильм, за этот сюжет вовсе не случайно. Безусловно, он вкладывал в него собственный пережитый опыт. Ему абсолютно не безразлично. В каком-то смысле это еще одно переживание своего прошлого, это стремление поделиться с людьми, с миром — пусть опосредствовано через сюжет игрового фильма — чем-то очень личным. Собственно, тот случай, когда личное является очевидной частью общего, что особенно остро переживается также многими украинцами, которые на протяжении последних десятилетий снова — по мирам.
И нужно сказать, Уэйн Креймер, о творческих достижениях которого пойдет речь в специальном сюжете, снял довольно жесткую и очевидно правдивую социальную драму, в которой трудно заметить какую-либо нотку фальши. Собственно, один из главных вопросов, которые будто задает этот фильм, потенциальным эмигрантам: а на что ты готов, на какие жертвы ради легитимной жизни в благословенной Америке? На что ты пойдешь, чтобы получить вожделенную грин-карту?
Собственно, герои фильма «Пересекая границу» также часто задают себе этот вопрос. Но, конечно, как это и бывает в жизни, каждый из них находит на него свой ответ. И часто это серьезный моральный выбор, даже жертва, цена которой может стать непомерной.
В фильме «Пересекая границу» играет абсолютная звезда американского кинематографа последних четырех десятилетий — Харрисон Форд. Играет достойно. Он вкладывает частицу своего таланта в сюжет, который, полагаю, не оставит вас равнодушными.