Возвращение святыни
В пятницу, 18 ноября, в 10.00, и в воскресенье, 20 ноября, в 14.00, на канале «Культура» — документальный фильм «Михайловский Златоверхий» в программе «Василий Витер. Ретроспектива».
Лента «Михайловский Златоверхий» стала первой из трилогии документальных фильмов, посвященных возрождению утраченных духовных святынь в новой Независимой Украине. Этот фильм Василий Витер начал снимать тогда, когда закладывалась капсула с посланием для потомков в фундамент будущего храма. Это было в 1997 году. Сегодня же лента «Михайловский Златоверхий» воспринимается как документ эпохи новейшей украинской истории. В своей программе «Ретроспектива» Василий Витер расскажет о том, как долго и настойчиво проходил процесс киносъемок, о кинооператорах, работавших над фильмом, о том, как непросто было уйти от соблазна угодить заказчикам и скатиться до подпевания политикам, которые часто менялись и требовали прославлять только их. В этом фильме снято много известных персонажей, и не все они удержались на политическом Олимпе. Однако, по мнению авторов фильма, каждый, кто был причастен к восстановлению храма, имел право быть зафиксированным в этом кинодокументе. О том, как возводились духовные стены украинского собора конца XX века, рассказывает Василий Витер и его фильм.
«Голубая бездна»
С воскресенья на понедельник, с 20 на 21 ноября, в 00.55, на канале «1+1» программа «Аргумент-Кино» предлагает телезрителям просмотр ленты французского кинорежиссера и продюсера Люка Бессона, сделавшей его знаменитым на весь мир.
— В картине речь идет о двух друзьях... Еще в детстве Жак Майоль и Энцо Молинари спорили о «голубой бездне» в глубинах океана. Отец Жака погиб во время ныряния. Но, обходя страхи, Жак и Энцо тоже стали ныряльщиками. Они принимают участие в соревнованиях на продолжительность пребывания под водой и глубину погружения. А еще оба влюблены в американку Джоанну. И их обоих, как и раньше, манит опасная «голубая бездна», — рассказывает автор и ведущий программы «Аргумент-Кино» Владимир ВОЙТЕНКО. — Фильм «Голубая бездна» для Люка Бессона очень личный. Ведь почти все детство он провел вместе с родителями в Греции и Югославии, где они зарабатывали на жизнь, обучая подводному плаванию. А в шесть лет его лучшим другом был осьминог, которого Люк каждый день подкармливал на морской глубине. И задумка фильма, безусловно, была навеяна этими детскими впечатлениями, а также увиденным в 16 лет фильмом Жака Майоля, который демонстрировал погружение апноэ на 92 метра. Апноэ, или же фридайвинг, многократным чемпионом мира по которому был Майоль, — это ныряние под воду с задержкой дыхания. Майоль знаменит не только этим, но и своими философскими и мистическими взглядами в вопросах отношений человека и океана, а еще невероятно теплыми отношениями с дельфинами. Он является автором книги «Homo Delphinus. Дельфин внутри человека».
Таким образом, Майоль стал кумиром для Бессона. И, собственно, главный герой «Голубой бездны» в блестящем исполнении Жан-Марка Барра получил имя и фамилию — Жак Майоль. Примечательно также, что Майоль был консультантом на этом фильме. И все же картина, стоит заметить, не о Майоле, а о Бессоне или, скорее, о его мечтах, которым не суждено было сбыться. Потому что несчастный случай с юным 17-летним Люком во время одного из погружений перечеркнул его планы на профессиональную работу с дельфинами... Хотя, отмечу, одним из операторов просто фантастической подводной съемки «Голубой бездны» является сам Люк Бессон. Вообще, постановщик стремился показать в своем фильме всю красоту фридайвинга, наиболее зрелищный элемент которого — это, конечно, само ныряние.
Одно из очевидных достоинств фильма — уникальная подводная съемка, а также романтика морских глубин и удивительные пейзажи, снятые на французских островах Вьерж, а также в Италии, Греции, Перу и Соединенных Штатах. Кстати, «Голубая бездна» стала первой англоязычной лентой Бессона. Это делалось с целью проката в США. Но там она успеха не имела. Зато во Франции был триумф — картина до сих пор в списке общих рекордсменов проката, она входит в десятку самых популярных французских фильмов. Как вы понимаете, одни лишь морские красоты не могли бы обеспечить такую популярность у зрителей. И действительно, в «Голубой бездне» все прекрасно сбалансировано: драма, комедия, психология, романтика, наконец, прекрасная музыка Эрика Серра, за которую он получил наивысшую французскую кинонаграду — «Сезара». Правда, в американской версии фильма, которую смонтировали уже после прокатного провала, этот саундтрек заменили музыкой другого композитора. Зато ленту увенчали хеппи-эндом.
Благодаря тому что в «Голубой бездне» Люк Бессон, о творчестве которого пойдет речь в специальном эпизоде, рассказывает о своих самых заветных мечтах, этот его фильм получился правдивым, искренним и глубоким. Невзирая на, казалось бы, простенький сюжет.