«Фильм, в котором только разговаривают»
С воскресенья на понедельник, с 13 на 14 ноября, в 00.55, на канале «1+1», в программе «Аргумент-Кино», смотрите психологически напряженную киноисторию российского режиссера Валерия Тодоровского «Любовник».
— Перед нами развернется сюжет о любви двух мужчин к одной женщине. Один из них является лингвистом, другой — в прошлом военный. И этих двух абсолютно непохожих, раньше не знакомых между собой людей связывает общая трагедия. Они узнают очень много о самих себе и о том человеке, который поневоле соединил их судьбы, — рассказывает автор и ведущий программы «Аргумент-Кино» Владимир ВОЙТЕНКО. — «Любовник» является российским фильмом, рассказывает историю универсальную, снимали его в белорусском Минске, а творческая группа преимущественно имеет украинские корни или же место рождения. Постановщик Валерий Тодоровский, сын известного кинооператора и режиссера Петра Тодоровского, появился на свет в Одессе. Сценарист Геннадий Островский родом из Бердичева. Исполнитель второй главной роли Сергей Гармаш — из Херсона. Ну а Сергей Михальчук — один из лучших украинских кинооператоров, который много работает с российскими режиссерами, — из Луцка.
Кстати, о Михальчуке. Он является творческим побратимом украинского кинорежиссера Олеся Санина. Они вместе создали несколько документальных фильмов, а также полнометражную картину «Мамай». После нее, собственно говоря, Михальчук и был приглашен Тодоровским к фильмированию «Любовника», за работу над которым Сергея признали лучшим оператором на одном из самых почетных международных кинофестивалей — в испанском Сан-Себастьяне в 2002 году.
И вот очень примечательная характеристика Михальчука из уст Валерия Тодоровского в интервью журналу KINO-KOЛО: «Есть операторы, которые могут на площадке замучить всю съемочную группу, а Сергей — это тот человек, которого на второй день вся группа любит. Если же говорить о его творческой манере, то, мне кажется, он — абсолютный универсал. То есть реально понимает задачи картины, задачи режиссера, и, исходя из этого, его возможности неограниченны. Сергей может делать яркое и динамическое, очень современное изображение, а может быть суровым, сдержанным и даже минималистичным, как это было, например, у меня в «Любовнике».
Казалось бы, фабула фильма «Любовник» банальна. Но авторы в конечном итоге выстроили, вывели сюжет в редкий по глубине психологический портрет человека, который не может пережить ложь... Сценарий Геннадия Островского, тоже удостоенного в Сан-Себастьяне награды за лучший сценарий, как было кем-то метко замечено, — предлагает не коллизию, а тему. Беда не в том, что был любовник, а в том, что человеку невозможно пережить мысль, что самое дорогое в жизни в действительности оказалось фальшивым... Исполнитель этой правдиво трагической роли Олег Янковский еще во время съемок заметил: такой драматургии, такой идеи он давно не встречал в мировом кино — «мудрый, философский материал».
Валерий Тодоровский, о творчестве которого будет идти речь в специальном сюжете, как-то в одном из интервью о своем «Любовнике» сказал так:«Это фильм, в котором не стреляют, а только разговаривают. Но он вышел жестким, значительно жестче, чем фильмы, в которых стреляют».