Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телегид

16 ноября, 2012 - 11:57
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

 

О потребительстве и мужской психологии

 

Владимир ВОЙТЕНКО

Ночью с 18 на 19 ноября, в 00.20, на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм Девида Финчера «Бойцовский клуб».

«Бойцовский клуб» является фильмом, который называют едва ли не самым резонансным кинособытием конца прошлого века, а также самой противоречивой голливудской картиной о природе насилия со времен «Механического апельсина» Стэнли Кубрика. Ленту создал кинорежиссер Дэвид Финчер по одноименному роману американского писателя украинского происхождения Чака Поланика через три года после выхода книги в свет.

Главные роли в этом фильме о мужчинах исполняют Эдвард Нортон и Бред Питт. Нортон играет безымянного рассказчика — обезличенного обывателя, который неудовлетворен своей жизнью в постиндустриальном обществе «белых воротничков» и, следовательно, создает подпольную организацию «Бойцовский клуб» вместе с продавцом мыла Тайлером Дерденом в исполнении Бреда Питта.

«Бойцовский клуб» как книга, так и фильм получил много интерпретаций как в популярной критической, так и в академической литературе. Для Чака Поланика этот литературно-кинематографический проект является памятником концу века, когда вич-эпидемия стала повседневной реальностью для миллионов людей во всем мире. Слова писателя: «Поколение «Бойцовского клуба» — первое, для которого секс и смерть превратились в синонимы».

Напомним, «Бойцовский клуб», да и остальные книги писателя, которые увидели свет в переводе на украинский язык, вышли у нас под именем Чака Палагнюка. Потому что это первоначальное украинское звучание фамилии автора, который никогда не бывал в Украине, но здесь, оказывается, живет один из его братьев.

Безусловно, Палагнюк, у которого, между прочим, одно из наибольших сообществ последователей в Интернете, является одним из наиболее интересных и наиболее бескомпромиссных современных писателей, чье творчество пропиталось циничным и ироничным черным юмором. И именно из-за сочетания такого юмора и странных, ненормальных событий, вокруг которых строятся сюжетные линии произведений, его обычно называют «шоковым писателем», склонным к нигилизму. Палагнюк же считает себя романтиком и говорит, что его произведения несут идеи, в которые большинство просто не верит.

Но всякий раз значительная часть интерпретаторов «Бойцовского клуба» солидарна в том, что книга и фильм разоблачают губительное влияние потребительской культуры на мужскую психологию. И разочарование среднего американца в знаменитой «американской мечте» обусловливает внутренний демонический ответ. А в New York Times шутливо написала, что этот фильм — самый гламурный рекламный ролик, какой только можно было придумать для антиглобализма.

Интересно, что студия 20th Century Fox заинтересовалась романом Палагнюка еще до публикации и приобрела права на экранизацию всего-навсего за 10 тысяч долларов. Сценарий разослали четырем перспективным режиссерам, среди которых, в частности, были Питер Джексон и Денни Бойл, но в конечном итоге постановщиком стал Финчер.

Впоследствии он отозвался о «Бойцовском клубе» как о «серьезной картине, снятой абсолютно несерьезными людьми», которые поднимают глубинные проблемы, но в то же время не отказывают себе в удовольствии иронизировать над предметом, а также иногда противоречат сами себе.

Ну и при всем этом некоторые социологи заметили, что в ленте можно проследить зародыши фашистской идеологии. От чего Финчер, о чьем творчестве будет идти речь в программе в специальном сюжете, отмежевался; мол, фашизм указывает определенный путь, а фильм только ставит диагноз и в целом ведет зрителя к мысли, что нужно «в себе убивать дракона».

После выхода «Бойцовского клуба» на экраны большинство средств массовой информации преподносили это кинопроизведение если не как пропаганду, то, как одобрение бездумного насилия и нигилизма. Но, несмотря на такую репутацию ленты — репутацию беспрецедентно радикального для Голливуда проекта, Дэвид Финчер неоднократно отмечал, что каждое новое поколение в истории Голливуда бунтовало против предыдущего. И наверняка не менее революционными в свое время воспринимались такие фильмы, как «Мятежник без причины» с Джеймсом Дином и «Выпускник» с Дастином Гоффманом. Во всяком случае, и 13 лет спустя «Бойцовский клуб» останется не для слабонервных...

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ