Кино с философским оттенком
С воскресенья на понедельник, со 2 на 3 сентября, в 00:05, смотрите первый в новом сезоне выпуск программы «Аргумент-кино».
Четырнадцатый сезон программы «Аргумент-кино» на телеканале «1+1» начинается одним из самых знаменитых за всю историю мирового киноискусства триллеров — «Молчанием ягнят». Его постановщик Джонатан Демми удостоен за это произведение «Серебряного медведя» Берлинского международного кинофестиваля. Вообще же фильм в начале 1990-х после своего выхода на экраны получил массу престижных наград и завоевал внимание публики, превзойдя бюджетные вложения в США в семь раз, а в мире — в четырнадцать. Лента получила пять «Оскаров» в самых престижных главных номинациях — в третий раз в истории; и до сих пор это никто не повторил. А в прошлом году «Молчание ягнят» было занесено в Национальный кинореестр Соединенных Штатов как фильм, который «имеет большое культурное, историческое и эстетическое значение».
Начинается лента тем, что студентка школы ФБР Клариса Старлинг (ее играет Джоди Фостер) получает задание войти в контакт с заключенным психоаналитиком-каннибалом доктором Лектером (актер Энтони Гопкинс). Ведь есть надежда, что с помощью Лектера можно будет поймать другого убийцу-маньяка, который сдирает кожу из убитых им женщин и оставляет куколку бабочки во рту жертвы.
«Молчание ягнят» снято по мотивам одноименного романа писателя Томаса Гарриса. И этот роман является одним из нескольких, в которых описываются похождения Лектера, и которые после триумфа ленты Демми просто были обречены на экранизацию, иногда — на повторную. В жанровом же смысле «Молчание ягнят» не без основания, наряду с признанием классических признаков триллера, также называют чиллером, то есть фильмом, который бросает в холод. А еще отмечают его драматургические мелодраматические элементы, которые дают зрителю также возможность сочувствовать. Сочувствовать по-человечески слабой представительнице закона, которая рискует превратиться в беззащитную жертву в поединке с очень умным, вызывающим противоречивые чувства, — преступником.
Вообще же, роль Ганнибала Лектера является одной из самых звездных в кинокарьере Энтони Гопкинса. Актеру удалось непревзойденно воплотить образ психиатра по специальности и, так сказать, людоеда по призванию. Он находится на экране каких-то шестнадцать минут, но практически полностью занимает зрительское внимание своей харизмой, от которой неподдельно веет энергетикой зла. Вместе с тем, Ганнибал Лектер появляется вполне вежливым, обходительным джентльменом. Чтобы добиться такого правдивого эффекта, Энтони Гопкинс приложил все возможные усилия. В частности, он изучал досье многих известных убийц, посещал места их заключения, а также громкие судебные процессы. Но больше всего его поразила видеопленка с пресловутым Чарлзом Менсоном — тот во время разговора не моргал. Гопкинс безошибочно воплотил это жуткое качество в «Молчании ягнят»...
Рядом с героем Гопкинса Клариса Джоди Фостер предстает не такой выразительной. Но это принципиальный образ для фильма и принципиальная роль для самой Фостер, к которой она шла осознанно; между тем от Кларисы Старлинг отказались несколько актрис, в частности, Мишель Пфайфер. И вообще, лучшими, самыми выразительными, самыми проницательными в картине являются, безусловно, те сцены, где Клариса-Фостер общается с Лектером-Гопкинсом. Фостер, которая снискала в Голливуде славу исполнительницы-интеллектуала, также абсолютно углубилась в образ девушки, которая, чтобы поймать маньяка, должна научиться мыслить, как он. (При случае о творческом пути Джоди Фостер будет сказано в специальном сюжете программы).
Стоит заметить, что Джонатан Демми наполнил ужасающий ход событий в «Молчании ягнят» не только философскими выводами о двойственности человеческой натуры и невозможности человека познать самое себя или об относительности усилий творить добро. Его режиссерскую позицию, как справедливо заметили тогдашние критики, выразительно пронизывает иронический, чисто постмодернистский подтекст, который 20 лет назад был так ко двору. Но, возможно, сейчас нам удастся увидеть, мы сможем услышать в «Молчании ягнят» что-то еще — важное для всех и для каждого.
Владимир ВОЙТЕНКО