Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телестрашилки: коммерция берет за горло

29 января, 1999 - 00:00

Если взять два самых известных отечественных телеканала — «Интер» и «1+1» — и систематизировать репертуар сериалов — пусть за один месяц начавшегося года, — окажется, что имеются тринадцать сериалов (не мультфильмов) на канале «Интер» и шестнадцать — на канале «1+1». Всего 29. Из них после 20.00 в эфир выходят только девять.

Из этих девяти сериалов четыре погрузят зрителя в следующую атмосферу.

«Железный нерв и предчувствие страшной неизвестности завладеют вами на канале «1+1». Будущее под угрозой в новом сериале «Тысячелетие». (Т/с «Тысячелетие», «1+1», по пятницам.)

«Под грифом «Х-файлз» — «совершенно секретно» — в архивах ФБР сохраняется информация о загадочных преступлениях, которые нельзя объяснить с логической точки зрения». (Т/с «Совершенно секретно», «1+1», по субботам.)

«Кражи, убийства, драки — с ними ежедневно сталкиваются питерские «менты». Иначе как кошмаром это не назовешь...» (Т/с «Менты» из цикла «Улицы разбитых фонарей», «Интер», по субботам.)

«Секс, кровь, смерть — в эротико-мистическом сериале». (Т/с «Голод», «Интер», каждую пятницу в рубрике «Про это»). А по воскресеньям, ближе к вечеру: «Послушайте сказки Параллельной Вселенной, познакомьтесь с Историей Темной Зоны...». (Т/с «Лекс», «Интер», смотрите по воскресеньям.)

Отмечу, что «Тысячелетие» описано в сравнении с его содержанием просто пасторально, почти эвфемизмами, а «Совершенно секретно» — «почти точно», но эстетика самой темы словом «загадочное» не вполне отражена.

Но сериалы — не единственные пока фильмы на ТВ. Так как:

«Вселенная справедлива. Раз в пять тысяч лет Зло получает шанс. Шанс править миром. Новое пришествие Зла должно быть остановлено». (Х/ф «Пятый элемент», 3 января, «1+1». «Фильм недели», газета «Факты».)

«Им так хотелось развлечься! И их действительно ждет сюрприз: самый мрачный уик-энд в неприветливой компании трупа. Куда же деть тело?» (Х/ф «Уик-энд у Берни», 22 января, «1+1». «Фильм недели», газета «Сегодня».)

«Большая разборка крутых парней, древнее магическое искусство на службе темной империи. Злой властелин стремится обрести тело, чтобы вершить судьбы Земли». (Х/ф «Большой переполох в Малом Китае», 31 января, «1+1». «Фильм недели», газета «Сегодня»).

И все это — единственно из-за стремления телеканалов «не корысти ради, а токмо» угодить наибольшему числу зрителей?! Неужели же у нас все последние — такие монстрофилы, сориентированные только на сектор чего-то невероятно страшного, вроде «путь смертям дан» и «Зло стремится править миром», где нужно во что бы то ни стало победить, желательно впав предварительно в «наркотические видения»? Кстати, последнее — цитата из тронувшего меня на днях ТВ-анонса в газете «Факты». Тут и стиль, и взгляд, и манера подачи — настолько характерны, что приведу целую фразу из него: «Это эротико-мистический сериал из 22 новелл, в основе которых секс, кровь и смерть... Наркотические видения и немыслимые эротические фантазии наверняка заинтригуют зрителя».

«Наверняка заинтригуют»! Неужели это так? Или нас хотят сделать такими? Ведь из психологии восприятия известно, что зритель всегда олицетворяет себя с героем экрана.

Можно было бы не принимать все это так уж всерьез. Мол, развлекаловка — известное дело, балаган, это же только сказки, жанр и т.п. Пусть даже так, но почему именно такой балаган, если балаган? Почему именно страшные сказки, если сказки? Почему нужно именно вырезать внутренние органы без наркоза, чтобы развлечь именно этим «жанром» людей у экрана?

В целом для мирового кино это уже тенденция: пока искусство, несколько ошарашенное обновляющейся реальностью, ищет самое себя, коммерция крепнет на трезвых расчетах, расширяется и берет за горло. Фильмы, которые становятся все изощреннее по визуальной и психологической нагрузке на аудиторию, — это развитие «зрелищности» и ее методов.

Это — посыл, шаг индустрии развлечений (преимущественно американской). Но, между прочим, в условия ее движения входят и различные фильтры, барьеры, преграды. Создаваемые в других странах, в Европе. Культура масс и психологическое равновесие людей — вопрос сложного порядка. Как говорил герой Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», «такие дела с кондачка не решаются».

То, что происходит у нас, происходить не должно. Нельзя одной стране погрязнуть по горло в поверхностной продукции другой страны. Говорят банально: «Это — примета времени». Весьма вероятно. Но приметы бывают плохие и хорошие. Не все нужно приветствовать. Странная идеология наших телеканалов — создавать хмель для заторможенного гнусными обстоятельствами реальной жизни, издерганного сознания нашей публики.

Не люблю этого слова как обозначения безапелляционности, но иногда оно к месту: безусловно, это насилие над умами зрителей. К тому же в любом обществе всегда есть социальные группы, переносящие примеры из двухмерного пространства кадра в трехмерное — в реальность. В этом смысле неаккуратность с «жестким» кино может особо вредить обществу.

Если хочется перед экраном ТВ отдохнуть, то почему это — «Под солнцем Сен-Тропе» и «Район Беверли-Хиллз»? Если хочется, хотя бы перед экраном ТВ, коснуться справедливости (при оскорбленных чувствах), то почему это — «Кунг-фу: легенда» или «Лекс»? При длительном упражнении можно и привыкнуть, конечно. Это-то и страшно.

Георгий ЧЕРКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ