Проблема, обсуждавшаяся в минувшее воскресенье в программе «Подробно с Дмитрием Киселевым» (ICTV), — способна ли на сегодня украинская национальная элита объединить нацию — показала, что эта тема — «непаханая нива» для нашей тележурналистики. «День» решил спросить самих телевизионщиков: «ДОСТАТОЧНО ЛИ ХОРОШО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НА УКРАИНСКОМ ТВ ПРЕДСТАВЛЕНА ТЕМА: УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА И ЕЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ? НАСКОЛЬКО ЧЕТКО В ЖУРНАЛИСТСКОЙ СРЕДЕ СФОРМУЛИРОВАНО САМО ПОНЯТИЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА»?
Наталья КОНДРАТЮК, тележурналист, заведующая представительством «Первого канала» (Россия):
— Элита — это сливки нации. Она не зависит от количества показов по ТВ. И не благодаря ТВ формируется. Сколько ни показывай того же Поплавского, элитой он все равно не станет. Популяризировать лучших из лучших, безусловно, надо. Хотя бы для того, чтобы избавиться от ощущения национального примитивизма. Вопрос — в какой форме это делать и кто возьмет на себя ответственность отделять зерна от плевел. Да так, чтобы избежать вкусовщины, сиюминутности, субъективизма. Я не знаю, можно ли сформулировать четкие критерии, которые позволят классифицировать само понятие «элита». Теоретически — да. Но для чего рисовать шаблон, если человек состоялся именно вопреки шаблону? Тот же трафарет — ответственность перед обществом. На каком основании? Элита уже достигла определенного уровня, уже свой вклад внесла. Ее ответственность конкретна. Зачем это переводить в абстрактные метания славянской души: «Кто виноват?» и «Что делать?». Объединить может национальная идея. Не искусственно пусть даже самыми гениальными умами придуманная, а естественно родившаяся «снизу» и подхваченная «наверху». С моей точки зрения, задача элиты — создавать то, к чему нужно тянуться, — не догму, но образец. А объединять управлять и т.д. — функции власти, которая, как правило, из элиты как раз и не состоит.
Галина ГОЛОВИНСКАЯ, заместитель генерального директора по вопросам телевидения и радиовещания Криворожского телерадиообъединения:
— В первую очередь стоит отметить, что вопрос отражения деятельности украинской национальной элиты очень сложен.
В любом обществе есть как духовная элита, так и элита власти. Первая связана с душой человека, а вторая — с ее заботами. Но при том, что элита власти тяготеет к авторитаризму, хотелось бы говорить преимущественно об элите духовной. А это, в первую очередь, те, кто поддерживает большое напряжение мыслей и дел.
Нашу нынешнюю цивилизацию называют цивилизацией финансов, духовные и моральные ориентиры не всегда бывают определяющим критерием для оценки тех или иных деятелей, из которых мы делаем героев. Элитой я бы назвала национальных моральных авторитетов, которые пользуются уважением у различных слоев населения, у кого есть опыт как побед, так и поражений. Это люди, которые любят не себя в Украине, а Украину в себе.
В наше время, когда слова, понятия, определения так девальвировались, у них такая малозначительная роль, что сколько бы мы не кричали: «Элита, элита!», мы еще не способны донести представление о самом понятии. Поэтому, по известным причинам, настоящая духовная украинская элита представлена на телевидении весьма посредственно. Но поскольку журналисты все равно влияют на общественные взгляды и оценки, первоочередной задачей средств массовой информации является научить людей уважать себя. Если же не будет на кого ориентироваться, то где мы возьмем национальное самоуважение?
Анатолий ЕРЕМА, тележурналист («1+1»):
— Позвольте начать с ответа на второй вопрос. Универсальный словарь-энциклопедия УСЭ дает такое толкование термина «элита» — группа людей, которая выделяется или имеет привилегии по сравнению с остальным обществом в силу наличия определенных признаков или материальных ценностей, КОТОРЫЕ ЦЕНЯТСЯ В ОБЩЕСТВЕ. На мой взгляд, не все мои коллеги обращают достаточное внимание именно на последние, выделенные мной слова. Отсюда порой и односторонняя трактовка элиты как людей, «засвеченных» в прессе. А то, что их мнение, их поступки не всегда ценятся обществом, как-то отходит на второй план. То есть наблюдается попытка зачислить в национальную элиту тех людей, которым там не место. Еще полбеды, когда это делается бессознательно, но очень часто за этим стоят определенные интересы. Досадно, но факт.
Так же досадно, но факт остается фактом, — Украина теперь не является той страной, где ответственность стала одной из основополагающих добродетелей. Если бы было иное, я бы ответил на первый вопрос утвердительно. А пока что, кроме избитого «маємо те, що маємо», сказать нечего. Уровень жизни подавляющей массы людей, уровень культуры, архитектурные новообразования столицы, Скнылив... — говорят сами за себя. Впрочем, поскольку я сам являюсь человеком, непосредственно причастным к телевидению, то также несу частичную ответственность за такое положение вещей. Хочу поблагодарить газету «День» за то, что подняла такой актуальный вопрос. Это стимулирует к дальнейшему труду.