Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тест на профпригодность

Эксперты «Дня» считают, что во время предвыборной кампании региональным СМИ важно не забыть о классическом содержании понятия «журналистика»
2 сентября, 2010 - 18:49
ЕСЛИ ЖУРНАЛИСТЫ МЕСТНЫХ СМИ НЕ ПЕРЕОСМЫСЛЯТ СОБСТВЕННУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ, ТО СИТУАЦИЯ НА БЛИЖАЙШИХ ВЫБОРАХ БУДЕТ РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ ТАК, КАК ПРЕДВИДЯТ ЭКСПЕРТЫ «Дня». ВПОСЛЕДСТВИИ ИЗБИРАТЕЛИ НЕ СМОГУТ ОТЫСКАТЬ НУЖНЫХ ИМ КАНДИДАТОВ ДАЖЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЗЫ / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Одним из наиболее знаковых и масштабных в плане общественного внимания событий этой осени, несомненно, станут выборы депутатов в городские, поселковые советы и городских голов, назначенные на 31 октября. И хотя предвыборная кампания официально еще не началась, ее приближение остро ощущается в немалом оживлении, которое уже охватило местные парторганизации и претендентов на кресло мэра. Тем более, что период предвыборной кампании в этом году будет чрезвычайно коротким — не более двух месяцев, а поэтому следует ожидать интенсивной агитации и политической работы на местах.

В центре внимания политических сил окажутся местные средства массовой информации. Что там говорить, подковерная борьба за медийный ресурс в регионах идет уже сегодня. Ведь влияние на местные СМИ — один из классических ключевых факторов на выборах. Как утверждает член Украинской экспертной среды Олег Санжаревский, те кандидаты, которые смогут запомниться избирателям, стать узнаваемыми с помощью СМИ, и будут иметь самые высокие стартовые возможности. А понятия независимых местных СМИ, по его мнению, фактически не существует: «так или иначе медиа связаны — реже с группой политических сил, чаще — с одной политической силой или ее представителем, которые являются финансовыми спонсорами местных СМИ. Даже те медиа, которые находятся в частной собственности, не смогут быть объективными, ведь бизнес-круги нуждаются в нормальных отношениях с властными структурами».

В этом контексте масла в огонь подливает Закон «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов». Ведь, согласно закону, который якобы декларирует равные возможности доступа к СМИ для всех кандидатов, норма о равенстве не распространяется на те медиа, основателями которых являются местные партии, кандидаты в депутаты или на должность сельского, поселкового, городского головы.

«Возможности для манипуляций создаст и то, что некоторые регуляторные функции нового закона о выборах, которые касаются таких важных моментов, как формирование избирательных комиссий, списков, очень сложно реализовать, — говорит Олег Санжаревский. — Поэтому все будет зависеть от того, под каким углом будут освещать избирательный процесс СМИ, будут ли существовать возможности для его обжалования. Тот, у кого будет доступ к СМИ, сможет сформировать общественное мнение, а соответственно, и получит преимущества на выборах».

Впрочем, следует сказать, что местные редакторы и журналисты сами не против заработать копейку на выборах, поэтому особенно опираться политике основателя вряд ли будут. В результате избиратель, скорее всего, останется без адекватной информации как о кандидатах, так и о ходе избирательного процесса. А для кого результаты выборов окажутся наиболее ощутимыми — журналистов, которые забыли, в чем заключается их функция, бизнеса, который и на местах сросся с властью, или граждан?

Подробнее о том, как складывается ситуация на региональном медиа-рынке, стоит ли надеяться на доступ местных жителей к качественной информации о ходе избирательного процесса, какова позиция самих журналистов накануне выборов, «Дню» рассказали региональные медиа-эксперты.

Виктор БЕРЁЗКА, председатель межнационального объединения «Патриоты Приднепровья», Днепропетровск:

— На мой взгляд, сегодня независимых СМИ просто не осталось. Даже коммунальные телеканалы, которые содержатся на деньги налогоплательщиков, гонят политическую рекламу, замаскированную под выпуски новостей. Поэтому получить объективную информацию о ходе предстоящей избирательной кампании будет весьма затруднительно. Скорее всего, будет идти целенаправленный «вброс» информации, направленный на манипуляцию сознанием избирателей. А если нет денег, то к прессе не стоит обращаться. Могу привести маленький пример: мы хотели сообщить гражданам о том, что идёт неправильное формирование количественного состава депутатов в местных советах. Это, безусловно, общественно значимая информация, которую избиратели имеют право знать. Однако пресс-конференцию пришлось отложить, поскольку у нас недостаточно средств, чтобы заплатить за размещение этого сообщения в СМИ.

Михаил ДОНСКИХ, журналист, медиаэксперт, Одесса:

— Ситуация со СМИ в Одессе уникальна не только для Украины, но и для России, где я также работал. Чувствуется явный перебор с количеством носителей информации. В областном центре более 20-ти телекомпаний со своими новостными службами. Плюс полтора десятка местных информационных интернет-ресурсов и газеты. Такое количество медиа вызвано желанием многих людей в регионе влиять на политические процессы. За каждой медиаорганизацией стоит хозяин либо конкретный политик, в орбиту влияния которого входит владелец информационной структуры. Основные центры влияния — это нынешняя городская власть в лице Эдуарда Гурвица; оппозиционный городской власти пул, состоящий из лидера партии «Родина» Игоря Маркова и главы Антимонопольного комитета Алексея Костусева; а также Партия регионов, к которой относятся медиа, контролируемые бывшим руководителем областной организации ПР Леонидом Климовым. Эти три основных центра и создают информационную погоду в регионе. Говорить об объективности в работе каждой конкретной информационной структуры не приходится. Тем не менее, такая ситуация выводит на поверхность определенный спектр мнений. И в этом смысле потребитель имеет возможность составить для себя мнение о процессах, происходящих в регионе. Правда, с одной оговоркой: если в разрезе противостояния главы областного центра и оппозиции наблюдается очевидная разница в подаче мнений, то информационный противовес деятельности ПР в Одесской области наблюдается слабо.

Виктор БОРИСОВ, руководитель информационного агентства «Контекст-Черкассы»:

— В Черкассах рынок СМИ разделен между представителями областной и городской власти с одной стороны, и между представителями крупного (по черкасским меркам) капитала — с другой. Говорить о том, что черкасские газеты или телевидение будут отслеживать события на выборах так, как следует это делать, нет оснований. Так как все сейчас ожидают хороших контрактов, договоров с представителями Партии регионов, «Батьківщини», с ведущими кандидатами на местных выборах. И в русле подписанных соглашений СМИ будут действовать. Например, в газете «Новая Молодежь Черкасщины», которая спонсируется денежными бизнесменами, появились постоянные рубрики «Прямая речь от губернатора», «Губернатор действует». Очевидно, собственники и власть договорились. В формате государственной телерадиокомпании «Рось» после прихода нового руководства, скорее всего, существенных изменений не будет, разве что ориентация на губернатора станет абсолютной. А частный телеканал «Викка» принадлежит городскому голове, поэтому будет использоваться как рупор действующего мэра. Но если на какой-то из двух каналов приедет Тигипко или представитель другой политической силы, с ним будут кротко общаться, так как он заплатил деньги за эфир. Административный ресурс не будет играть значительной роли на этих выборах, поскольку со всеми, с кем надо, договорятся. Владелец газеты «Вечерние Черкассы» будет печатать всех на коммерческой основе и прислушиваться к пожеланиям действующей власти. У газеты «Акцент» хорошие контакты с городским головой Черкасс. Она будет преобладающую часть газетной площади предоставлять его материалам. А вот аналитики, сравнения шагов или программ не будет, в частности и потому, что нет журналистов, которые могли бы делать что-то подобное.

Владимир ХАНАС, независимый эксперт, Тернополь:

— Тщательного анализа освещения тернопольскими СМИ будущей гонки на местных выборах пока не проводилось, но предварительные результаты неудовлетворительные. Снова появилась «джинса». Причем явление сейчас хоть и не массовое, но уже проблемное. Буквально единицы печатных средств массовой информации четко указывают, какие материалы — заказные. Я бы сказал, что самый высокий рейтинг только у «RIA-плюс» и «20 минут». Там более или менее сбалансированные позиции. У других изданий стабильные заказы. Есть определенные ожидания, что такие социальные интернет-сети, как «Фейсбук», «Твиттер», немного изменят ситуацию к лучшему. Мы сейчас заканчиваем подготовку к «Твиттер»-трансляции выборов, где будут включены ресурсы «Живых журналов». Социальные интернет-сети сейчас в режиме тестирования. Мы стараемся таким образом давать комментарии. По сути, это не то чтобы альтернатива печатным или другим электронным СМИ, но социальные интернет-сети — это возможность дать высказаться всем.

Борис ПОТЯТИННИК, профессор факультета журналистики Львовского национального университета им. Ивана Франко:

— СМИ сейчас в состоянии ожидания. Идет подковерная борьба за влияние, и эта борьба проявляется в кадровых перестановках. Львов ожидает нового генерального директора областного государственного телевидения. Думаю, что во многих городах будет вестись борьба за контроль над телевидением. Наверное, меньше это будет касаться радио, особенно FM-станций. Что нового будет в этом избирательном сезоне, так это контроль над интернет-изданиями. Он будет касаться практически всех областных центров, так как в течение последнего года интернет-аудитория значительно возросла. Так вот, интернет-издания имеют шанс получить определенные средства от предвыборного пирога. Это неприятная вещь с точки зрения объективности и беспристрастности онлайновых изданий. Итак, пока мы наблюдаем подковерную борьбу, но стратегия на жесткое подчинение медиа будет продолжена на локальном уровне. И эта стратегия будет «гаситься» заявлениями о беспристрастности, свободе слова и т.д. Это проверенная десятилетиями тактика. Хотя, по моему мнению, все-таки сознание аудитории возросло и может должным образом фильтровать информацию. Я, по крайней мере, на это надеюсь. Хотя этому может воспрепятствовать общая апатия — вспомним последнюю песню Бурмаки «Надоели все революции». Очень надеюсь, что апатия не продолжится до осенних выборов, ибо тогда Украине не позавидуешь.

Параска ДВОРЯНИН, шеф-редактор ТРК «Люкс», Львов:

— Региональные медиа, как и украинские в целом, очевидно, в этих выборах будут вести себя так, как и в предыдущие годы: с одной стороны, будут собирать урожай с двух месяцев, а с другой — пропагандировать своих собственников, если последние будут участвовать в гонке или симпатизировать кому-то из кандидатов. Государственные СМИ, особенно в областях, где партия власти имеет низкие рейтинги, всячески будут пропагандировать добрые дела правительства и Президента, что они уже, впрочем, и делают — материалы об успехах гаранта и его министров в государственных медиа появляются каждый день и являются обязательным атрибутом новостей. Так, очевидно, продолжится и до выборов. Наверное, региональным СМИ важно за эти два месяца не забыть о классических требованиях журналистики: подавать позицию оппонентов, на заказных материалах давать пометку «На правах рекламы», а сюжеты от партий не подавать как позицию редакции или журналиста.

Владимир ПРИТУЛА, руководитель комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:

— Крымский информационный рынок до сих пор находится в затяжной фазе своего становления, в регионе практически нет действительно независимых средств массовой информации. Рекламный рынок также развит слабо, поэтому масс-медиа зависимы не от читателей, не от рекламы, а от своих собственников. Соответственно собственники — это представители разных политико-экономических групп, которые используют СМИ как информационное и политическое дополнение к своему бизнесу. Любое крымское средство массовой информации принадлежит той или другой группе, которая имеет на предстоящих выборах определенные интересы. Но если раньше такая ситуация на медиа-рынке обеспечивала плюрализм информации и позволяла крымчанам в сравнении и сопоставлении всех средств массовой информации выделять свою точку зрения, то после вхождения большинства политических сил в правящую коалицию в ВР Крыма плюрализм ликвидирован и спектр освещения подготовки к выборам значительно сузился. Поэтому объективности и всесторонности здесь не стоит ожидать. Государственные СМИ попали под влияние властной политической силы. Вместе с тем мы видим давление власти и правоохранительных органов на предпринимателей, связанных с партией «Батьківщина» и БЮТ. От этого страдают все медиа, которые входят в холдинг бютовских политиков, поскольку они теряют рекламный рынок и финансирование, а крымский избиратель теряет один из источников информации. Поэтому сегодня опасность заключается в том, что приближающаяся избирательная кампания будет освещаться лишь с точки зрения власти, а альтернативной информации избиратель не получит.

Ирина НОВОЖИЛОВА, президент Ассоциации профессиональных журналистов и рекламистов Житомирщины, глава Житомирского пресс-клуба реформ:

— Из 100 печатных СМИ области 92 являются еженедельниками. Из них 28 изданий —коммунальные и в будущем подлежат разгосударствлению. Но этим фактически не занимаются — ждут, что будут давать больше дотаций на освещение деятельности органов власти. Поэтому большинство районок со своими малыми объемами по сути являются бюллетенями местной власти. Это не означает, что об оппозиционных силах вообще не будет информации, но это будет капля в море. Частные электронные СМИ тоже политически заангажированы, поскольку, как правило, их собственники принадлежат к какой-то политической силе. Из-за этого однобокость, предубежденность в их материалах просматриваются, особенно, когда фигурантами выступают приближенные политики. На Житомирщине есть единичные примеры, когда газеты подают что-то об одной политической силе и тут же в том же контексте — о другой. Но, думаю, на этих выборах перевесит жадность к деньгам, так как политики сами вызвали интерес к этому редакторов и журналистов. Рекламный рынок у нас не такой большой, а период избирательной кампании будет коротким. Чем он меньше, тем больше соблазна не потерять момент. Так как все СМИ хотят удержаться на плаву, они не столько ориентированы на нужды читателей, сколько просто хотят выжить. Хотя в области есть частные издания, которые смогли достичь достаточно ощутимых тиражей, но и они не откажутся от возможности «заработать» на политиках. Отдельные из немногих «раскрученных» частных изданий будут работать на ту политическую силу, которую представляет редактор. Что касается интернет-изданий, то на прошлых выборах они давали более или менее непредубежденную информацию, действовали достаточно оперативно. Но сейчас появились данные, что бесплатно о политиках они ничего сообщать не будут, хотя пока проявляют большую заинтересованность в разносторонней информации.

Алексей КРИВОШЕЕВ, аналитик, журналист, Ровно:

— Наибольшие тиражи и влияние в Ровенской области имеют три медийные структуры. Две из них представляют в одном случае оппозиционные к нынешней власти силы, а в другом — если и не оппозиционные, то точно не провластные. Есть еще одна областная газета, которая формально частная, но по сути представляет собой рупор Партии регионов и нынешнего губернатора Василия Берташа. В нынешнем году это издание фактически удвоило свой подписной тираж, и, говорят, не без помощи администрации. Однако может ли оно иметь влияние на избирателей — большой вопрос. Остальные печатные средства массовой информации едва ли могут серьезно влиять на развитие ситуации во время местных выборов. Что касается влияния власти на местные СМИ, то, по моему мнению, во время предвыборной кампании едва ли на издание или журналистов будут оказывать прямое силовое давление. Скорее всего, будут попытки договориться или подкупить, но и это, вероятно, не даст ожидаемого результата.

 

Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы; Лариса ОСАДЧУК, Тернополь; Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов; Николай СЕМЕНА, Симферополь; Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Житомир; Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ, Ровно; «День»
Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ