Начиная с этой недели, несколько дискуссионных телепрограмм («Иду на Вы», «Я так думаю» и др.) ушли в «плановый отпуск». Этот факт (наряду с уже заметным сокращением продолжительности еженедельных итоговых новостийных программ и увеличением доли кинопоказа) можно считать фактическим стартом летнего телесезона, точнее — межсезонья. И хотя такая практика традиционна для большинства отечественных (и не только) телеканалов, в этом году — с учетом того, что оранжевая революция и в обществе, и в политикуме все еще продолжается (причем, не только на ментальном уровне) — столь раннее закрытие дискуссионных телеплощадок воспринимается несколько противоестественно. Трудно не согласиться с политологом Владимиром Фесенко (см. № 103 «Дня»), по мнению которого одна из проблем наших политиков — неумение использовать политико-информационные паузы (те же летние каникулы). Однако, не только же политикой или политиками живет или, по крайней мере, должно жить ТВ. «День» предложил экспертам высказать свое мнение по поводу того,
? «КАК ЗАПОЛНИТЬ ЛЕТНЮЮ «ИНФОРМАЦИОННУЮ ПАУЗУ»?
Евгений КАРАСЬ , глава правления Ассоциации деятелей современного искусства Украины:
— Если говорить о том, чем заполняют летние «информационные паузы», то нужно кричать «караул». Программы о культуре — как это было бы здорово! Но если сказать: «Давайте заполнять летнюю «паузу» программами на культурную тематику», то это будет звучать цинично и смешно. Поскольку мне сложно назвать телеканал, который бы имел приличный блок культуры. Блок, который можно было бы видеть если не ежедневно, то хотя бы раз в неделю. Серьезные культурные события, выставки, проекты художников, режиссеров проходят мимо масс-медиа. У нас ничего не видно, ничего не слышно: такое ощущение, что в Украине, кроме продажи «памперсов», «тампаксов» и деятельности Поплавского, ничего не происходит. Может быть, и есть желание «залить» все культурой и эстетикой, но нужно учитывать еще и уровень культуры масс-медиа. Чтобы что- то изменить, нужно либо желание и воля, либо эстетический уровень, чтобы понимать, как и что происходит. Кто сейчас может назвать хотя бы пару серьезных режиссеров? Кто знает Богдана Жолдака, Дмитрия Богомазова, Клима?.. Я только недавно открыл для себя интересных киевских пианистов. Например, Евгения Громова, который играет потрясающе красивую музыку. Любой образованный человек в европейской стране должен знать тройку или пятерку самых сильных художников, режиссеров, писателей... Это задача как государства, так и масс-медиа. А у нас в масс-медиа отсутствует элитарная культура. Телеканалы, вместо культурных программ, либо подмешивают нам в телерацион какой-то «фарш», либо запихивают эти программы в сетку вещания после двух часов ночи. На сегодняшний день государственная политика повернулась к культуре, извините, задом. Она и до этого была повернута тем же местом. Просто нынешняя власть ничего не делает для того, чтобы развернуться. Поэтому, несмотря ни на какие сезоны и межсезонья, помимо просветительской функции телевидение должно выполнять еще и критическую.
Константин МАТВИЕНКО , корпорация «Гардарика»:
— Думаю, «информационной паузы» и не будет. Потому что политическая жизнь остается очень насыщенной. Во-первых, это касается экономических преобразований и изменений, которые имеют место в стране. Во-вторых, — проблем, которые возникают в связи с исполнением государственного бюджета. В-третьих, — политики, связанной с формированием избирательных блоков, позиций политических партий накануне парламентских выборов. И, разумеется, — активной (как внешней, так и внутренней) политики Президента. Поэтому я считаю, что не следует полностью заполнять телевизионный вакуум развлекательными или познавательными программами. Все-таки летом следует сохранить какой-то формат информационно-публицистических программ. Например, это могли бы быть дискуссии между ведущими политиками и экспертами на актуальные общественные темы. Уверен, что это было бы интересно смотреть. Но одновременно понимаю, что журналисты отдыхают, общество тоже пытается расслабиться, поэтому потребности таких зрителей, как я, вряд ли останутся удовлетворенными.
Наталья ЛАВРИНЕНКО , старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины:
— Мне кажется, что на протяжении лета еще будет немало политических и неполитических значимых событий. Событий, в общем-то, всегда достаточно, главное — их найти, превратить в новость и интересно, доходчиво показать. Что касается летнего периода, то, поскольку у людей в связи с отпусками есть значительно больше свободного времени, думаю, надо показывать интересные общеобразовательные программы, обращаться в кинотеку за высокохудожественными фильмами. Очень хотелось бы, чтобы по телеканалам прошла не ретроспектива американских фильмов, а ретроспектива европейского кино, особенно итальянского, французского и английского. Полезно было бы посмотреть и документальное кино. За счет документалистики вообще можно многое наверстать. И пока ничего качественного, общеобразовательного вроде бы не намечается, обязательно нужно что-то черпать из богатого телевизионного прошлого.
Петр КРАЛЮК , доктор философских наук, профессор Национального университета «Острожская академия»:
— Честно говоря, я не вижу какой-либо проблемы. Большинство наших телеканалов, во всяком случае наиболее рейтинговые, это своего рода кинобудки для демонстрации заграничного, преимущественно российского и американского, секонд- хэнда. Лучшее время отведено для демонстрации или российских сериалов, или концертов российской попсы, или голливудских фильмов. Относительно оригинальных теле-шоу или авторских информационно-аналитических программ на украинском телевидении, то они, по моему мнению, не поражают каким-то чрезвычайно высоким качеством. Неудивительно, что эти передачи демонстрируются не в лучшее время и имеют сравнительно небольшую аудиторию. Не думаю, что их исчезновение на некоторое время с телеэкранов будет кем-то особенно замечено.
А чем развлечь зрителей в период летних отпусков? Я бы, например, возобновил достопамятные пятиминутки с уже несколько подзабытыми телезвездами Дмитрием Джангировым и Дмитрием Корчинским. Эти господа, вероятно, уже успели хорошенько отдохнуть после выборов и могут опять тешить нас своей «глубокой» аналитикой. А если серьезно, то, может, владельцам телеканалов стоило бы немного поэкспериментировать летом и отдать хотя бы немного телеэфира молодым «незасвеченым» людям? Пусть предлагают свои шоу информационного и аналитического направления. Может, из этого что-то и будет. Ведь так хочется увидеть в наших секонд- хэндовских «телебудках» не только новые лица, но и что-то действительно оригинальное и хоть немного более культурное и интеллигентное. Но это, понятное дело, мечты.
Михаил КОМАРНИЦКИЙ , директор издательства «Лiтопис» (Львов):
— Летнее время для украинского телевидения — это прекрасный тест на умение заполнять свободный эфир без банального повторения известных телесериалов, записей старых программ, концертов, шоу и тому подобного. Хотя иногда, включая Первый национальный канал, поневоле думаешь, что его концертная программа по-летнему замерла в мире культового таланта «поющего ректора». Такое замедление ритма отнюдь нельзя оправдывать летним настроением или естественной потребностью в отдыхе. Миссия или призвание телевидения как раз и заключается в том, чтобы легко и гибко менять свой формат в зависимости от пульса общественной жизни. Иначе говоря, телевидение летом, как и краски этого сезона, должно быть пестрым и динамичным. Разве не интересно как, например, отдыхают и работают летом наши ученики, студенты, молодежь — есть же интересные летние школы, лагеря, которые закладывают новую парадигму отдыхо-развлекательной культуры, и, возможно, именно здесь формируется новое поколение наших сознательных граждан. Скажем, только Украинский католический университет организовывает этим летом десять Международных летних школ в различных частях Львовщины.
Другой аспект — отдых с книгой. Что мы читаем на берегу моря, реки, в Карпатах, Крыму, на летней даче. У нас вообще, украинское телевидение игнорирует эту тему и проблему. А этот ракурс можно давать в привлекательном для зрителя интерактивном формате или живом эфире — здесь, кстати, интересен и полезен опыт Польши и Франции.
Лето — это время вступительных кампаний, это множество открытых для обсуждения вопросов с абитуриентами, их родителями, руководителями высших учебных заведений, это время, когда выпускники находятся в поисках работы. Никто и не пробует делать аналитических программ на эту очень важную общественную тему. И это не нормально.
Тем и проблем для заполнения летних «информационных пауз» множество. Проблема, как по моему мнению, — в ответственности телевизионных каналов перед обществом, в заботе о своей зрительской аудитории, в способности видеть общественную жизнь с различных ракурсов. И все это следует делать профессионально и с любовью. Других «секретов телевизионного творчества» просто не существует…