Мельникова, 42. Телецентр, шестой этаж. Именно здесь располагается офис-ньюзрум Телевизионной Службы Новостей канала «1+1» — телевизионной команды, которая «постоянно держит руку на пульсе жизни нашей страны», как прокомментировали бы в недавнем прошлом.
В январе 2007 года этой команде есть что отметить — оглянуться назад и понять, что с момента выхода первого выпуска ТСН прошло уже 10 лет. За этот немалый срок ее успели полюбить миллионы телезрителей, а сама ТСН смогла завоевать их симпатию. По одной простой причине — фиксируя и отображая все проявления жизни, ТСН всегда имела свой неповторимый и особый стиль. И не только в подаче материала. «Плюсовских» информационных ведущих вы тоже никогда ни с кем не перепутаете. Поэтому, абсолютно естественно, когда возникла возможность заглянуть «за кадр» и познакомиться с теми, кто формирует «лицо необщего выражения» — особое и запоминающееся лицо «ТСН», мы не преминули воспользоваться этой возможностью. Первое, что удивило в общении, как со старожилами, так и с теми, кто только приступил к работе — это скромность и нежелание попасть «в кадр». Фанатичное отношение к своей работе здесь сродни «наркотическому» пристрастию. Причем профессиональный «наркотик» у каждого свой. Камеры, штативы, микрофоны, наборы для гримирования, футбольные мячи — все они абсолютно безвредны для здоровья, несмотря на то, что дозы их впрыскивания растут с геометрической прогрессией.
За день пребывания рядом с ТСНщиками, конечно же, невозможно постичь все хитрости, премудрости и секреты профессии новостийщика. Но, достаточно бывает воспоминаний о том, «как все начиналось». Шеф-редактор Елена НЕСМИЯН , стоявшая у истоков образования новостей «1+1», помнит, какой невероятный подвиг совершила 10 лет назад команда программы. За 10 дней им предстояло «с нуля» при думать и сделать новостийную программу — таково было предложение руководства, предложения, от которого невозможно было отказаться. «1 января 1997 года мы впервые вышли в эфир. Тогда все происходило не в режиме прямого эфира, а в записи. У нас не было своей студии, и мы выходили в эфир на «рире». То есть ведущая — Алла Мазур — сидела на фоне белой простыни. А позже на компьютере монтировали задник. Съемки студии происходили отдельно от сюжетов, поэтому сводили все позже. Первый выпуск вышел в эфир с получасовым опозданием! Исключительно из-за технических проблем. Мы монтировали и в промежутках включали клип Пола Маккартни. Все происходило в исключительно экстремальных условиях! А если ко всему еще добавить, что это все происходило 1 января, и большинство работников уже сутки не спали!.. Но когда мы все-таки вышли в эфир, все были утомлены, но безумно счастливы!» Сейчас же ТСНовцы с гордостью хвастаются не только собственной студией, но и эксклюзивной, единственной в Украине аппаратурой. «Это называется электронный сервер, — рассказывает Владимир Нечитаев, инженер-инжест. — На большой буфер накопления сливается информация. Ведь журналисты, приезжая со съемок, привозят с собой видеоматериал. Естественно, это черновой материал, который надо обработать, смонтировать. Мы здесь этот черновой материал сливаем на сервер. Монтажные инженеры монтируют — вставляют синхроны, начитывают озвучку, вставляют видеопланы. Это раньше было — кусочек отрезали, потом склеили. Сейчас все происходит электронно».
Конечно же, за столь долгий период ТСН бесконечно трансформировалась, обновлялась, совершенствовалась. А тесное и ежедневное общение друг с другом объединило ее работников в некую специфическую профессиональную семью. Татьяна КУЛИКОВА, региональный редактор : «Я всегда помню это ощущение, когда приходишь на работу, приходишь в коллектив, с котрым не просто проводишь рабочее время, а с которым живeшь: все всe друг про друга знают, когда у кого день рождения, когда рождены дети, когда у кого-то случались неприятности. И коллектив всегда тебе помагал. Мы участовали в жизни каждого отдельно, проводили время с девяти утра до двенадцати-часа ночи, не замечая этого...
И если вдаваться в воспомнинания в эти юбилейные дни, скажу, что, например, региональный отдел начал формироваться практически с 1 января 1997 года. Первые регионы, которые мы охватили, — это Донецк (оператор Андрей Веташкин, который к нам сейчас снова вернулся), Слава Сарычев из Запорожья, Ивано-Франковск, Одесса (тогда ещe работал Валера Евсеев — сейчас его сын работает у нас в спортивном отделе)... Сейчас у нас есть 15 корпунктов, которые долгое время работали на энтузиазме — на своих машинах, на своих камерах, но с 12 января, даст Бог, ребята получат 12 комплектов новой техники! У нас были свои группы в Москве, Брюсселе, Варшаве, Берлине...
Мы пережили очень много чрезвычайных ситуаций, когда, независимо от того, выходной это был или отпуск, наши сотрудники приходили на работу: например, Скныливская трагедия... Вот тогда мы выходили в эфир через каждый час, выдавали всю новую информацию! Люди из отпусков поприходили на работу. Новости невозможны от звонка до звонка — это полноценная жизнь».
Услышать фразу «ТСН — не просто программа, а способ жизни» можно, пожалуй, от каждого члена этой команды. Старожилы и новички, журналисты и редакторы, операторы и монтажеры — у всех, несмотря на напряженный и адреналиновый стиль работы, одна волна и один настрой. Попробую сформулировать точнее — «ТСН — это особый темперамент».
Оксана ЗИНОВЬЕВА, выпускающий редактор ТСН : «10 лет — это действительно много, но работа в новостях — это абсолютно другой ритм, здесь время пролетает очень быстро, потому что новости — это, во-первых, поток, а, во-вторых, то, что живeт один день... ТСН — это жизнь. Телевизионщики — вообще «другие» люди, сумасшедшие, но, когда ты отстраняешься от телевидения, то понимаешь, как тебе его не хватает. На это очень «присаживаешься».
Андрей ДАНИЛЕВИЧ, ведущий «Проспорта» : «Для меня ТСН — это «Проспорт», а «Проспорт» — это, в первую очередь, коллектив. Как бы ты не улыбался в эфире, но без людей, которые ездят на съемки и пишут материалы, никакого результата не будет. В первую очередь, ТСН — это планирование дня, которым занимается главный редактор, потом — это наши талантливые журналисты, которые могут сделать из простой и скучной пресс-конференции яркий сюжет с интересными деталями, который будет 100% отличаться от сюжетов на других каналах. Потом — это ведущий, которому надо слепить это все в кучу и с улыбкой выдать в эфир. И команда ТСН — это коллектив, на которой можно равняться!
За физическую подготовку ТСНовцев, естественно, отвечают «Проспортовцы». Степан ЩЕРБАЧЕВ, главный редактор «Проспорта» рассказывает: «Да, мы пропагандируем здоровый образ жизни среди наших коллег. Например, весной организовываем футбольные турниры в парке. Приглашаем всех желающих. Иногда даже устраиваем редакционные шахматные турниры».
Воистину, работая в новостях, надо находиться в прекрасной физической форме. Ведь очень часто журналисты оказываются в «горячих точках» планеты. Рассказывает Максим БУТКЕВИЧ, журналист-международник : «Естественно, что уезжая в командировку, ты получаешь редакционное задание, в котором обязательно надо осветить политическую ситуацию страны, в которой ты находишься. Недавно я возвратился из Ливана, где постоянно происходят антиправительственные забастовки и акции протеста… Для меня ТСН — это вообще олицетворение канала «1+1». Это не столько продукт, но, прежде всего, рабочий коллектив. Это мои коллеги, которых я очень уважаю, ведь они настоящие профессионалы. Когда я переходил стажироваться на ВВС пару лет назад, это была лучшая команда в стране. Такой она остаeтся и по сей день. Кроме того, ТСН даeт мне много опыта, который я использую в личной жизни.»
Причем, как оказалось, наркотик работы в новостном режиме действует и на тех, кто работает с самого первого выпуска, и на только пришедших. Журналист Жан НОВОСЕЛЬЦЕВ работает всего месяц. На вопрос: «В чем за столь короткий срок он успел себя проявить», — неофит ТСН отвечает: «Да ничем особо: работаю — и все! О себе как-то нехорошо рассказывать. Главным в работе для меня является подход: я исповедую принцип — если нет видео, нет сюжета. Каждое слово я подтверждаю кадром». Еще один «новичок», правда, из состава так называемого оперативного дизайна — Алексей ЮШКИН вместе с Телевизионной Службой Новостей всего второй месяц. «Задача нашего отдела, — делится Алексей, — быстро и эффективно реагировать на всякие запросы ТСН. Бывает, неожиданно приходит зима — все об этом вспоминают и начинают бурно менять заставки. Но чаще всего наша работа заключается в воссоздании и моделировании ситуаций и катастроф, что произошли. Это драйвовая работа!».
Подытоживает наше короткое, но интенсивное знакомство с закулисьем телевизионных юбиляров выпускающий редактор Оксана ЗИНОВЬЕВА : «У меня был интересный случай. Я снимала наших «заробитчан» в Португалии — и после сюжета мне позвонила женщина, которой соседи сказали, что видели в новостях сына, пропавшего два года назад. Это было перед Новым годом — бабушка приехала, привезла какое-то варенье, шампанское. Я говорю: не надо! «Нет, вы не понимаете: я бы встречала Новый год и плакала, не зная, что случилось с моим сыном. А так, хоть он и непутевый (не написал и не позвонил за два года ни разу!), но я знаю, что мой сын жив». Мы потом связали, сконтактировали их. С помощью таких случаев понимаешь, что телевидение очень действенно»! Немного пафосно? Возможно. Но, как известно, формулировка сути не меняет.