Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ТВ как «диктатор» художественных вкусов

17 августа, 2006 - 18:40
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Опыт предыдущих лет подсказывает, что нужно декларировать и транслировать не планы, а то, над чем работаем. Так, в свое время ради популяризации украинской музыки внедряли, например, проекты «Украинский формат» и «Своя музыка». Конечно, не все свершилось, как планировалось, и не все получалось, как хотелось. Но, в конечном счете, промоция молодых украинских исполнителей состоялась. Состоялась — и все. А традиция проводить так называемые дни украинской музыки в эфире украинских телеканалов все еще остается. Будто бы и песни пишутся, и исполнителей хватает, а в национальном эфире, кроме уже давно раскрученных имен, новых лиц — не видно, даже если приходится переключать кнопки более двадцати каналов изо дня в день. Однако, как свидетельствует история разнообразных фестивалей и конкурсов, современная украинская музыка может быть модным и качественным европейским продуктом, который может достойно представлять Украину на любом уровне. Тем более — на телевизионном.

Чтобы выяснить, что изменилось (и изменилось ли) за последнее время в национальном телеэфире, «День» обратился непосредственно к украинским исполнителям с вопросами: удовлетворяет ли их качество музыкального репертуара, звучащего в национальном телеэфире и какой музыки, на их взгляд, не хватает? Дает ли музыка, звучащая на каналах, представление о том, какой музыкальной жизнью живет страна? И готовы ли сегодня украинские телеканалы вкладывать деньги в искусство и есть ли шансы у молодых украинских исполнителей попасть в ротацию на украинских телеканалах?

Андрей ТИМЧУК, группа «Флайzzzа»:

— Качество музыкального репертуара удовлетворяет только в некоторой степени. Слава Богу, имеем аж целых три украинских исключительно музыкальных канала в Украине. Очень хорошо, что они отличаются между собой своими форматами. Но очень жаль, что такие музыкальные события, как презентация альбома (например, у нашей группы состоялась 20 июня этого года), на которую приглашали всех без исключения, их не интересует. Мало того, кое-кто откровенно предлагал заплатить деньги, и тогда — без проблем! Сомневаюсь, что Бритни Спирз, Роби Вильямс, Филипп Киркоров или другие музыки, которых показывают в новостях каналов, заплатили за это хотя бы копейку! Конечно, приятно, что в последнее время на некоторых телеканалах (особенно М1) появляется больше отечественных клипов, но в то же время растут, практически, как на недвижимость, цены за видеоклипы. И обычной молодой группе насобирать пять и более тысяч долларов просто невозможно (кроме, конечно, вариантов, когда есть влиятельный папа или мама, или любовник). Поэтому, соответственно, абсолютно справедливы те люди, которые говорят, что украинская музыка еще очень слабая. А как же иначе, как не с помощью видеоклипов, поднимать свой рейтинг среди зрителей и организаторов концертов и зарабатывать на то же «качество» да еще и «количество»? Поэтому из года в год на всяческих действах (в отличие от мировых) у нас очередным «открытием года» становится «Океан Эльзы», Руслана и другие. Вижу разрешение именно этой проблемы в показе и трансляции каналами «живых» концертов, солянок, специальных программ (наподобие «Свежая кровь») с молодыми музыкантами. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы подобное происходило не только на музыкальных каналах, но и на остальных, пусть даже в специальных проектах. Относительно музыкального репертуара — хотелось бы, чтобы было побольше украиноязычной музыки и программ, потому что от этого зависит и состояние культуры в Украине (концерты перестанут быть фольклорно-духовыми, а будут превращаться в современные, с мировыми тенденциями), и вопрос языка (через кумиров для молодежи), и уровень музыкантов. Ведь не хватает, в первую очередь, украинской музыки! Но как в украинской, так и в популярной музыке на телеканалах хотелось бы, чтобы появилась, кроме качества, и стилевая окраска и в эфиры попадали не только «затасканные» попсовые хиты, но больше и другой музыки, которая, во-первых, развивала бы вкусы зрителей и, во-вторых, позволила бы прилипать к экранам и другим слоям населения, которые из-за «попсовости» их просто не смотрят!

О музыкальной жизни страны имею частичное представление. Потому что до сих пор на наших каналах не вижу того, что очень хотел бы. Некоторые каналы иногда эту «музыкальную жизнь» искажают, отмазываясь «форматом», и этим влияют на мнение своих зрителей.

А вкладывать деньги в искусство? Телеканалы? Зачем? Лишь бы просто не мешали и помогали, но и сами выживали! А вкладывать не нужно. Конечно, шансы у молодых есть. Но не у всех и не везде (о попадании)! Здесь существует замкнутый круг: журналы и радиостанции говорят, что когда вас будут крутить по ТВ, то и мы вас к себе пригласим! А ТВ тем самым музыкантам — обратное! О ротации? Этот вопрос времени, денег, имиджа, связей и так далее. Хотя в общем-то возможно, но опять же, не везде! А вообще был бы рад соответствующим законам в Конституции, которые заставляли бы средства масс-медиа поддерживать украинскую музыку (так, как это делали во Франции, Швеции, Польше...). Был бы уместен и закон, позволяющий предпринимателям отдавать на правах меценатства и спонсорства вместо налогов деньги на культуру. Тогда было бы более легко музыкантам наращивать багаж! А талантов у нас еще пока хватает.

Александр СИДОРЕНКО (Фоззи), группа ТНМК:

— Меня полностью удовлетворяет качество музыкального репертуара. Я просто телевизор не смотрю. Только футбол. Клипы видел только во время эфира «Подъема», а там музыкальные редакторы с хорошим вкусом.

Что касается телевидения, то оно на десять шагов впереди радио. FM так и остается не украинским. И особого желания меняться не проявляет. Что касается музыкальных телеканалов, то М-1 и Энтер — молодцы, они к украинской музыке лицом стоят. Тяжело сказать, что будет далее, как будет меняться политическая ситуация. Могут снова предоставить преференции россиянам, потому что для них Украина — любимый рынок. Столько денег они отсюда вывозят — страшно сказать. У молодых исполнителей шансов мало, потому что сейчас для запуска нужны серьезные деньги.

Сергей ПРИСЯЖНЫЙ, лидер группы «Мотор’ролла»:

— Качество техническое — более-менее, а музыкальное — очень редко. К сожалению, чаще мы видим и слышим тех, кому хочется попасть в эфир, а не тех, кого хочется слушать и видеть. Однако определенные изменения все-таки есть. Особенно на специализированных музыкальных каналах.

Всегда не хватает новой музыки, особенно мировой. Я говорю о новых именах и их творениях, которые смогли всколыхнуть меломанский мир. Но что говорить о новичках, если последний сингл «Green Day» активно появляется у нас через полгода после релиза.

Украинская музыка дает возможность понять, что музыкальная жизнь у страны уже есть, и она набирает обороты. Это касается и приторного шоу- биза, и альтернативной сцены. Возможно, это грустно, но музыка на каналах таки отображает «музыкальную жизнь» в стране.

Готовы ли сегодня украинские телеканалы вкладывать деньги в искусство? Деньги — нет, активы — да. Каналы начали острее ощущать конкуренцию, а значит больше обращают внимания на свои рейтинги. Поэтому мы видим и сериалы, созданные при участии каналов, всяческие ток-шоу и другие странные программы. Как правило, все это далеко от искусства. А вот осветить более-менее значимое творческое событие каналы пытаются, и это уже какой-то вклад в искусство. К сожалению, еще не появились в украинском эфире «диктаторы» художественных вкусов.

У молодых украинских исполнителей есть возможность быть замеченными и даже поддержанными. Каналы уже заинтересованы в своих героях. Только нельзя себе позволять закрывать глаза на качество — в полном понимании этого слова. И тогда украинский исполнитель будет просто необходим телеканалу, а не наоборот. Вот только денег с этого маловато. Организации, занимающиеся собранием роялти для исполнителей, авторов, только и жалуются — не хотят каналы платить.

Сергей ФОМЕНКО, лидер группы «Мандры»:

— На украинских телеканалах меня ничто не устраивает, потому что их «политика» — не продумана. Все просто ужасно. Поэтому и музыки, на мой взгляд, не хватает, и главное — украинской. Конечно же, музыка и исполнители, звучащие сегодня в эфире, не могут давать представление о том, какой музыкальной жизнью живет страна. Ведь необходимо понимать, что все медиа-пространство — чрезвычайно мощный и влиятельный инструмент. А мы находимся приблизительно в тех же условиях, в которых находились в начале 1990- ых. И уровень на самом деле такой же. Такую ситуацию, на мой взгляд, иначе как халатной назвать нельзя. А можно было бы транслировать большие фестивали, которых у нас уже довольно много, классные концерты, телевизионные шоу, создавать хит-парады. К сожалению, этого еще нет.

Относительно исполнителей — то и здесь все очень сложно. На самом деле выход в мир той или иной команды зависит от конкретных людей. Попасть в ротацию, конечно же, можно. А вот будут ли телеканалы вкладывать деньги в искусство — вопрос не ко мне. Я, например, таких предложений не получал. А деньги нужны в любом случае. Сделать что-то без денег — нереально! И не имеет значения — талантлив ты или нет, все равно невозможно. Как известно, деньги нужны всем.

Дмитрий ДОБРЫЙ-ВЕЧИР , группа «Вій»:

— Я редко смотрю телевизор, поскольку на это не хватает времени. Судить могу по тем каналам, которые у меня есть. Если вдруг щелкаю и наталкиваюсь на музыку или музыкальные новости — вижу одни и те же лица нескольких исполнителей, подавляющее большинство из которых — русская попса. Конечно, это — не удовлетворяет.

Не хватает качественной, хорошей рок-музыки, народной музыки, классики… Музыкальная палитра настолько разнообразна, что по каждому направлению можно создать отдельный телеканал. Телевидение ничего этого не освещает, может, где-то частично в новостях. Формат за годы независимости не изменился: все та же попса, если рок — тоже околопопсовый. Каналы охотно тратят деньги на российскую попсу, а отечественные исполнители должны сделать за себя денежный взнос, — поэтому телезрители о музыкальной культуре в Украине почти ничего не знают. Попасть в ротацию «очень просто»: если ваш репертуар подпадает под формат канала и у вас есть «небольшая» сумма денег. Хотя, возможно, какому-то таланту повезет, и он случайно попадет на телевидение бесплатно.

Виктор МОРОЗОВ, композитор, певец:

— Мне довольно трудно ответить на эти вопросы, потому что я в последнее время почти не смотрю телевизор (кроме новостей и некоторых информационных программ). Изредка почти случайно заглядываю на музыкальный канал М-1 и с удовольствием отмечаю некоторые позитивные изменения: намного лучше, чем раньше, представлены украинские исполнители, их стало больше, музыка стала более разнообразной, а исполнение и запись — более качественными.

Это совсем не означает, что меня вполне удовлетворяет качество музыкального репертуара, но это уже специфика молодежного музыкального канала, ведь во всем мире подобные каналы направлены на определенную, достаточно ограниченную по возрасту и вкусам категорию зрителя, а значит музыка, представленная там, всегда достаточно стереотипная и в известной степени однообразная.

Другое дело — что кроме молодежных музыкальных каналов в мире существуют также музыкальные каналы, удовлетворяющие другие возрастные категории и вкусы. Скажем, в Канаде рядом с молодежным каналом «Much Music» (возростная категория 15—25 лет) существует канал «Much More Music» для более зрелых телезрителей (30—50 лет) с соответствующим музыкальным репертуаром. Кроме того, есть телевизионный канал «Bravo», посвященный джазу, модерному балету, серьезной литературе и музыке, где даже музыкальные хит- парады состоят из видеоклипов, снятых на классические музыкальные произведения, этническую музыку и тому подобное. Интересно, что основал этот элитарный канал человек, зарабатывающий деньги на молодежных музыкальных программах, вкладывая их в творческие телепроекты.

Мне кажется, что только тогда, когда на нашем телевидении пройдут подобные процессы диверсификации, то есть появятся музыкальные каналы, посвященное не только и не столько попсе для тинейджеров, можно будет составить хотя бы приблизительное представление, какой музыкальной жизнью живет (или прозябает?) наша страна.

Бесспорно, для этого также необходимо, чтобы появились дальновидные люди с большим потенциалом внутренней культуры и выработанным вкусом, как основатель канадского телеканала «Bravo». Только тогда, наверное, придет осознание, что в искусство нужно вкладывать деньги, а не наоборот, потому что пока, насколько мне известно, здесь мало что изменилось, и молодым украинским исполнителям для того, чтобы попасть в ротацию, как и раньше, необходимо в первую очередь владеть не большим талантом, а большой суммой денег.

Подготовила Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ