Многие зрители уже забыли, что такое «театр на ТВ». Хотя в прежние времена телевизионные версии спектаклей, беседы с театральными актерами и режиссерами и и т.п. были представлены на телевидении довольно хорошо. Но в современное динамичное ТВ они не «вписались». В лучшем случае телеканалы ограничиваются новостийными сюжетами с театральных «тусовок». «День» обратился к экспертам с вопросами:
? «КАК ВЕРНУТЬ ТЕАТР НА ТВ? КАКИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СРЕДСТВА И ЖАНРЫ ДЛЯ ЭТОГО ПОДХОДЯТ? И НАСКОЛЬКО СОВРЕМЕННОЕ ТВ И ТЕАТР ВООБЩЕ СПОСОБНЫ «УЖИВАТЬСЯ» ДРУГ С ДРУГОМ?»
Юрий МАКАРОВ, тележурналист («1+1»):
— Это неожиданное возвращение к теме: мне казалось, что ее обсосали со всех сторон уже лет двадцать назад. Тогда критики договорились, что театральный спектакль в принципе не подлежит фиксации средствами ТВ без принципиальных, необратимых эстетических потерь. Следовательно, ТВ обречено в лучшем случае на разговор о театре, вокруг театра. Там-то состоялась премьера, поставил тот-то (интервью с режиссером о смысле жизни), в главной роли тот-то (интервью с актером, он расскажет пару баек и анекдот) — все!
Спектакль, записанный на пленку, — нафталин, причем таковым он становится уже в момент записи. Единственное исключение, которое я знаю, — «Женитьба Фигаро» Плучека с Мироновым и Ширвиндтом (ее крутят до сих пор на разных каналах), и то благодаря эстрадному характеру звездного дуэта плюс «репризному» тексту Бомарше. Возможна, правда, коренная адаптация, но тогда это будет уже телетеатр, например, телеверсии знаменитых постановок Товстоногова и, собственно, телеспектакли Эфроса. Из того, что было у нас в Украине, на память приходит только «Каменный властелин» с Роговцевой и Голобородько. Но это, вроде, как бы уже и не совсем театр...
Кстати! Пресловутые американские «ситкомы», то есть дешевые комедийные сериалы, — это как раз и есть телетеатр. Они и снимаются в специальных павильонах со зрителями, и дурацкий смех за кадром — это смех зрителей. Пример — «Альф». Утешение, кажется, получается издевательское... Вроде бы внушает надежду прорывная вещь последнего времени — «Догвилль» Ларса фон Триера. Но это настолько талантливо и энергетически емко, что вряд ли кто сумеет повторить.
Михаил РЕЗНИКОВИЧ, художественный руководитель Национального театра русской драмы имени Леси Украинки:
— Есть несколько способов возвращения театра на ТВ. Во- первых, перенесение театрального спектакля в павильон и воплощение средствами ТВ — серьезная, творческая и дорогая акция. В свое время такие записи замечательно делали Анатолий Эфрос, Юрий Любимов. Второй вариант — более простой, более дешевый, но тоже очень интересный — четырехкамерная съемка спектакля непосредственно во время представления или уже в пустом зале. Но лучше все-таки — во время спектакля. Даже монтаж после четырехкамерной съемки дает ощущение жизни этого спектакля. Но она, к сожалению, уже почти вышла из употребления. Вообще, театр на ТВ дал бы возможность всем зрителям Украины прикоснуться к очень большому и забытому духовному пласту. И это представляется мне безумно важным, просто необходимым для духовного оздоровления нации. Но нужно, чтобы этого хотели, прежде всего, те, кто управляет рычагами власти. В Москве такой опыт есть. Но, по моему личному определению, Киев — это театр спорта и эстрады. Поэтому здесь такого традиционно нет. Есть еще один вариант: создать на ТВ театральную страницу. Например, каждый понедельник или вторник вечером ведущий встречается с каким-то выдающимся деятелем театра, общается с ним, рассказывает о каких-то фрагментах как его жизни, так и жизни его театра. Это тоже очень важно и нужно, ведь речь идет о духовном соприкосновении с крупной личностью. Хорошо, если б удалось воплотить в жизнь хотя бы эти три направления. И если они в какой-то мере будут использованы, точнее возрождены, то дадут возможность театру реально существовать на ТВ. Ведь театр и ТВ способны уживаться замечательно. Для этого просто нужны профессионалы, которые понимают природу как театра, так и ТВ. Вот и все. А если в Киеве все так же будут устраивать на всех частных каналах «мыльные оперы» с приглашением московских звезд, то ничего, кроме развития комплекса неполноценности, в Украине не будет.
Юлия ЛИТВИНЕНКО, ведущая программы «Факты» (ICTV):
— Сегодня, когда переплелись все жанры и стили, ТВ впору называть театром. Мне кажется, в этом никакой проблемы нет, просто так определило время. Да и ощущение стопроцентного театра присутствует не на всех спектаклях. На спектаклях у Жолдака кажется, что ты — на съемочной площадке добротного кино. Творческий почерк российского культового режиссера Гришковца напоминает теленовости: лаконично, сжато, коротко о главном.
Так что с одной стороны — все переплелось, а с другой — еще, наверное, не пришло время вернуться театру на ТВ. Хотя сама идея — действительно благородная, честь и хвала тому, кто сможет воплотить её в жизнь. Но ему обязательно нужно будет учесть тот факт, что темп жизни изменился, современный человек не всегда сможет себе позволить роскошь посмотреть спектакль, который длится три-четыре часа. О себе могу сказать, что телевизионные версии театральных постановок я бы смотрела с удовольствием. Кстати, в детстве, когда хороших книжных магазинов не было, да и изысканными предложениями они не баловали, с «Маленьким Принцем» я впервые познакомилась посредством телеспектакля.
Эдуард МИТНИЦКИЙ, художественный руководитель Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра:
— В первую очередь, в возвращении театра на ТВ должны быть заинтересованы хозяева телеканалов. Путь возвращения — дело не сложное. Как по мне, лучше вкладывать больше денег и ставить оригинальные театральные телеспектакли. Но, конечно же, следует сохранять этические отношения с театром: не ставить на экране то, что в данный момент идет в театре.
Раньше, например, силами актеров разных театров создавали телеспектакли. А это увеличивает расходы, потому что нужно сделать декорации, пошить костюмы, пригласить актеров. Но существовал еще и другой способ: заказчики платили деньги театру, выбирали спектакли, которые, на их усмотрение, лучше всего им подходили, и записывали. Это дешевле. И возвращать театр на ТВ можно в любом жанре, на какой только хватает средств. Музыкальный жанр, например, требует большего вложения денег. Кроме того, если за какой-то спектакль ТВ выплачивает театру определенную сумму, которая устраивает театр, то он может продать свой спектакль. Однако желательно продавать не первые спектакли, а уже где-то после тридцатого показа. Потому что если зритель увидит этот спектакль по телевизору, то не каждый, конечно, уже пойдет посмотреть на то, как он выглядит в театре. А это — убытки для театра. Конечно, можно даже и премьеру продать, но если это будет выгодно театру. Поэтому нужно заключать определенные соглашения между ТВ и театром.
Валерий ГРОССМАН, программный директор телекомпании «ТЕТ»:
— Театр и ТВ — это довольно разные виды искусства. Лучшие спектакли, которые я видел в театре, на ТВ не производили на меня абсолютно никакого впечатления. Но телевизионный театр — это другое дело. Когда- то мы имели возможность смотреть телевизионные спектакли, которые делали такие мастера, как Роман Виктюк, Валерий Фокин. Эти спектакли были предназначены непосредственно для ТВ. Я, например, никогда не забуду спектакль того же Романа Виктюка «Игроки» по Гоголю. Настоящая телевизионная работа! Были прекрасные спектакли по произведениям российской классики. Также хорошо помню мастерски поставленный спектакль по автобиографической трилогии Толстого, который делал Петр Фоменко. Самые лучшие и самые известные сегодня режиссеры — Виктюк, Фокин, Фоменко — работали для телевизионного театра. Петр Резников также очень интересно экранизировал спектакли для телевидения. Помню его «Капитанскую дочку» по Пушкину. А теперь телевизионный театр абсолютно исчез, потому что сегодня телевизионного спектакля как такового на ТВ нет. Хоть и в Украине были прекрасные телевизионные спектакли! Умело в этой сфере работала львовский режиссер Татьяна Магар. А ее «Стеклянный зверинец» является образцом классного телевизионного спектакля. И привлечь ТВ к театру можно элементарно — деньгами. Если бы были деньги, то у нас бы, возможно, был и телевизионный театр. Они могут легко ужиться вместе. Но здесь есть еще одна проблема. Тогда телевизионные спектакли смотрели. Будут ли их смотреть сейчас, у меня есть огромное сомнение. Последний телевизионный спектакль мы видели, наверное, лет пятнадцать назад. А ведь уже выросло новое поколение, которое не знает, что такое телевизионный театр.
Федор СТРИГУН, художественный руководитель Национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой, народный артист Украины:
— Думаю, что нужно сделать так, как сегодня делают в Польше: понедельник на польском телевидении определен театральным днем. И именно в понедельник они показывают два-три спектакля из всех театров Польши по ТВ. Хорошо, если бы у отечественного ТВ тоже была такая возможность: найти время для такого театрального дня и показывать хотя бы по одному спектаклю одного театра, другого, третьего... Но над выбором спектаклей должна работать какая-то одна редакция, которая бы брала спектакли не только киевских театров (потому что репертуара киевских не хватит). Театр на ТВ — очень благородное дело. Ведь идет фиксация, сохранение театрального репертуара. Такие спектакли можно посмотреть даже спустя десять лет. Так что это было бы очень и очень интересно. Раньше областные телецентры покупали за небольшие деньги у театра его спектакли, которые могли сохраняться у них очень долго. Все спектакли, даже «амортизированные», которые не идут в действующем репертуаре и которые должны бы списываться, можно с успехом показывать по ТВ. Например, в течение года спектакли нашего театра показывали по ТВ пять или шесть раз. И происходили какие-то странные вещи. Как только люди видели по ТВ наш старый спектакль, то у них опять появлялся зрительский интерес. Это очень интересно. Но считаю, что на ТВ должны показывать полностью весь спектакль. Так, как это делалось раньше и делается везде. Например, в той же Польше. Телевизионные технологии сейчас настолько развиты и усовершенствованны, что можно снять как угодно. Можно снять репортажно, телережиссер может сделать свою версию. Кто как хочет. Однако это должно быть государственным делом. Но... у государственного ТВ денег нет, и у театров нет. Хоть бедный с бедным тоже может дружить. Потому что если пустить все это «на коммерцию», то ничего не получится, ведь на коммерческих каналах смотрят только одну рекламу...