Сразу четыре крупнейшие медиа-группы Украины — «1+1 Медиа», «Медиа Группа Украина», Inter Media Group и StarLightMedia — обратились с открытым письмом к представителям интернет-бизнеса с требованием легализации рынка видеоконтента в сети. Свое письмо телевизионщики обнародовали на пресс-конференции в УНИАНе, отметив, что, начиная с этой осени, будут значительно жестче защищать свои авторские права в Интернете, ведь из-за «пиратства» в среднем ежегодно несут убытки в десятки миллионов гривен. Так, по данным цифрового агентства AdPro/Isobar, на которые ссылаются руководители медиа-групп, в Украине существует около 600 сайтов с нелицензионным контентом. В среднем объем дивидендов от видеорекламы на пиратских ресурсах с распространением видеоконтента в 2013 году будет составлять 30-35 миллионов гривен. Телевизионщики уверяют: назрела необходимость перераспределить рынок видеорекламы в сети, ведь сегодня многочисленные платформы получают большие деньги от трансляции чужого интеллектуального продукта, будучи, в сущности, «паразитирующим посредником». Вместе с тем эти средства, которые каналы недополучают, можно было бы направить на производство нового качественного видеоконтента.
«Как компании-производители контента и крупные телевизионные правообладатели страны мы прилагаем максимум усилий, средства, время, чтобы создать для украинского зрителя телевизионные проекты. То, что этот контент используется интернет-сайтами бесплатно, нарушает наши права, ограничивает наше развитие как производителя и владельца прав, лишает зрителей новых программ», — отмечается в открытом письме.
— Мы не против того, чтобы наш контент появлялся в Интернете. Более того — сами в этом заинтересованы, потому что понимаем: сеть расширяет нашу аудиторию. Вопрос в другом: в интернет-бизнесе сегодня хватает посредников, которые, не вложив ни копейки в производство контента, зарабатывают на нем большие деньги, — сказал на пресс-конференции директор медиа-холдинга «Медиа Группа Украина» Федор ОГАРКОВ. — Мы только хотим регламентировать с сайтами взаимоотношения. Модель, которую им предлагаем, даже не предусматривает финансовой компенсации за использование нашего контента. Уверяю, что пользователи останутся довольны таким нововведением, ведь и в дальнейшем будут иметь бесплатный доступ к нашему видео, но теперь оно будет легализованным, а следовательно, более качественным.
Руководители четырех медиа-групп, куда входит большинство центральных украинских каналов, в частности СТБ, ICTV, «Новый канал», «Интер», НТН, «Украина», «1+1», «2+2», ТЕТ и другие, предлагают интернет-сайтам установить их собственные медиа-плееры, где свободно будет транслироваться произведенный каналами контент. Соответственно деньги от рекламы в плеере будут получать каналы, а не сайты.
— Мы предлагаем всем площадкам размещать наше видео в нашем плеере, который будет у каждой группы. Площадка берет этот плеер, размещает, и пользователи могут видеть наш контент бесплатно, — сказал генеральный директор StarLightMedia Владимир БОРОДЯНСКИЙ. — Мы будем руководить продажей рекламы в этом плеере, а площадка будет получать доход от того, что на нее будет переходить значительно больше пользователей, ведь вся банерная реклама, все, что вокруг плеера, — компетенция сайтов. Думаю, что эта модель сегодня наиболее эффективна для всех участников рынка.
Владимир Бородянский сообщил, что сайты, намеревающиеся законным образом урегулировать взаимоотношения с телеканалами, должны до первого октября официально обратиться с просьбой об использовании телевизионного контента. К каждой медиа-группе — отдельно. Вместе с тем участники пресс-конференции заявили, что со временем для более организованной защиты своих интересов медиа-холдинги планируют создать отдельную общественную организацию, в которую войдут все ведущие каналы.
— Добросовестные площадки получат статус официальных партнеров. Со своей стороны мы будем призывать крупных рекламодателей сотрудничать только с сайтами — партнерами проекта, то есть с теми, кто легально будет использовать наше видео, — сказал Владимир Бородянский.
Тем, кто откажется от установления плееров, пригрозили регулярными звонками с требованиями удаления контента и... судебными исками. Говорят, прецеденты есть.
— Хочу как юрист развеять миф о том, что не существует правовых механизмов защиты прав на контент в Интернете. Они существуют, действующего законодательства, в принципе, в целом достаточно, и есть прецеденты соответствующих судебных решений, — отметила директор по юридическим вопросам группы компаний «1+1 Медиа» Татьяна СМИРНОВА.
По словам пани Смирновой, реакция на их инициативу со стороны владельцев сайтов разная. С одной стороны, они потеряют часть собственных доходов, и это руководители медиа-групп понимают. Но с другой — официально сотрудничая с ТВ, платформы предложат своим посетителям качественный, легальный контент, а партнерам — понятные правила игры.
Как сообщил Владимир Бородянский, устанавливать медиа-плееры, разработанные каналами, с технической стороны будет несложно. Однако они не будут предусматривать возможности скачивания видеоконтента. Да и время появления произведенного каналами видео в Интернете не будет лимитированным. Например, если повтор какой-то программы запланирован на утро следующего дня, она вряд ли раньше появится в сети, ведь медиа-группы заинтересованы прежде всего в том, чтобы их продукт смотрели по телевизору.
На пресс-конференции руководители медиа-групп намекнули, что в первую очередь будут «стимулировать» к сотрудничеству мощные файлообменники. А в перспективе планируют «урегулировать отношения» с новостийными сайтами и социальными сетями.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь РОЗКЛАДАЙ, медиа-юрист Института медиа-права:
— Если рынок готов работать по прозрачным правилам, я не вижу проблемы в том, чтобы делать это согласно предложенным каналами правилам. Впрочем, прогнозирую, что часть ресурсов уйдут в тень и дальше будут распространять пиратский контент. А у медиа-групп будет головная боль под названием «найди владельца сайта». Ведь возникнет необходимость найти арендатора домена, а также того, кто физически владеет сайтом и т. д. Мне кажется, что телеканалам целесообразнее было бы договариваться о роялти. Это намного эффективнее, чем бороться с «воздушными мельницами». Они могли бы урегулировать отношения по формуле «распространяйте наш продукт, но платите». Пользователям сети было бы удобнее платить небольшую абонентскую плату и смотреть без рекламы заинтересовавший контент.
Меня немного удивило желание каналов урегулировать отношения с социальными сетями. Теперь ситуация такова: с одной стороны сайты делают примечания относительно авторских прав, а с другой — сами же устанавливают панели социальных логинов, которые предназначены для распространения информации. Стоит разграничить разные виды распространения. Сегодня очевидно, что физически невозможно контролировать всех пользователей, если речь идет о файлообменниках или социальных сетях.
Кроме того, меня тревожит, что благородная инициатива по защите авторских прав в наших реалиях может перерасти в инструмент бездумного блокирования и закрытия отдельных независимых от власти сайтов в канун президентских выборов.