Громкий скандал вокруг «куклы Гитлера» преподнес нам всем несколько полезных уроков. Эти строки посвящаются всем тем неравнодушным людям, которые подключились к одному благородному делу. Мы вместе напомнили западным СМИ о некоторых правилах журналистской этики и о нашем нежелании терпеть навязанные стереотипы и мифы.
Все началось достаточно банально. Не совсем легко определить, правда, с чего начинается сфабрикованная сенсация. Тем не менее, в данном случае можно довольно уверенно утверждать, что ее источником стала статья Андрея Капустина «Раздень Гитлера, или Барбифюрер в подарок», опубликованная 19 апреля на двух языках в еженедельнике «Зеркало недели». Спору нет, название привлекает внимание и одновременно заставляет поморщиться от брезгливости. Однако содержание статьи нисколько не заслуживает осуждения. Автор нашел куклу Гитлера. Он мог бы без проблем найти ее в интернете или в прайс-листах магазинов в ряде стран, но нашел он ее в городе-герое Киеве, в магазине деловых подарков на Петровке — недалеко от Бабьего Яра. Он сообщил нам, что кукла эта — тайваньского производства, стоит тысячу двести гривен и продается со сменой одежды, с темными очками и почему-то с запасной головой. Дальше идут одни комментарии, или, вернее, саркастическая фантазия автора. Ему неизвестно или все равно, что куклы можно найти в Англии или в США. Он возмущен такой находкой в своей стране. У него нет места или желания рассказывать о росте ксенофобии во многих странах. Он ведь живет в Украине и поэтому упоминает (очень размыто) о всяких негативных явлениях у себя в стране. Более того, чтобы все почувствовали опасность таких кукол, он фантазирует о том, до чего смогут додуматься производители.
Описываю все так подробно по двум причинам. Во-первых, сюжет все-таки безобидный, и те, кто пытается сделать из автора суперпровокатора, напрасно забывают, что это задним числом все до боли очевидно, а сначала никто и помыслить не мог о развитии событий. С другой стороны, в результате безусловных достижений в области свободы слова стало чуть ли не дурным тоном не ссылаться на нарастающую волну ксенофобии. Нам крайне необходимо бороться с такими явлениями, но в девяти из десяти текстов на подобные темы в СМИ находим излишне много всяких ужасов и апокалиптических прогнозов, но больно мало конкретных фактов. Все это очень легко использовать в темных целях, а не для того, чтобы решать настоящие проблемы.
Подробное описание необходимо здесь, во-вторых, поскольку это, к великому сожалению, не конец. В том, что российские СМИ подхватили этот скудный информационный повод и беспощадно раскрутили его, столько же неожиданного, сколько в ответе продавщицы, что кукла стоит недорого. Оставим это на совести тех, кому вознаграждение за такие услуги пока что дороже исполнения профессионального долга.
А то, что английские и немецкие СМИ клюнули на такую вонючую приманку, многих по- настоящему огорчило. Настоящим потрясением стал репортаж Би-Би-Си, взятый полностью, но без ссылки, из примитивного репортажа карманного Первого канала российского телевидения. «От себя», так сказать, была всего одна деталь. Губительное ли это невнимание к оригиналу, или же желание посильнее шокировать — неизвестно, но с легкой руки автора сюжета появился украинский производитель кукол.
Трудно не подозревать о существовании некоего «источника Х», который, как какой-то компьютерный вирус, заразил перо или же умы уважаемых представителей пяти СМИ: Deutsche Presse Agentur, ВВС, Deutsche Welle и английские газеты The Daily Telegraph и Daily Mail. Во многих наших письмах указанным СМИ мы как раз советовали провести тщательное расследование своих источников «информации». Но это в качестве дружеских советов, а суть для нас не в другом. Ведь мы давно сталкиваемся с подобными провокациями, очень часто построенными на потрясающе примитивных штампах советской пропаганды.
Пять западных СМИ взяли свою информацию откуда угодно, но только не из украинских источников. А те, кто цитировал украинский первоисточник, явно его не читал и полностью исказил смысл статьи Капустина.
Раскрутили себе сенсацию за счет незнакомой им страны, страшно пострадавшей от нацистской чумы, и явно полагали, что достаточно узнать про нее из российского источника. И это при том, что по крайней мере английские СМИ знают уже не понаслышке, чего ожидать от некоторых российских средств массовой информации. Слишком легко все-таки оказалось их обдурить. Трудно понять, с чем это связано. Возможно, их устойчивые стереотипы упорно сопротивляются болезненным столкновениям с действительностью. Или же это просто непонимание того, что Украина давно уже не управляется из Москвы.
Стереотипы формируются годами, и редко удается их быстро переломить. Поскольку вирус распространял дезинформацию страшным темпом, и кроме Би Би-Си, все первоисточникиупорно отказывались прислушаться к призывам убрать вранье, надо было действовать более оперативно. Следовало учесть специфику аудитории. Безусловно, возмутительно было слушать оскорбительные слова Бузины о том, что, мол, если нынешняя власть назвала Шухевича героем, надо ожидать, что в каждой семье появится кукла Гитлера. Тем не менее, заваливать Би-Би-Си гневными объяснениями, кто такой Шухевич, почему его поносит Россия, какие у нас претензии к соседу и т.д. и т.п., вряд ли стоило. Наоборот, это скорее позволяет им остаться со старыми стереотипами.
Стереотипы стереотипами, но пусть СМИ не забывают свои обязанности и не нарушают право их аудитории на достоверную информацию. Все те СМИ нарушили, по меньшей мере, две статьи профессионального журналистского кодекса либо Англии, либо Германии, и на это, уж извините, они не имеют права.
Все сообщали о неназванном украинском производителе кукол. Удивляться нечего, что не назвали: конечно, ведь кукла из Тайваня. Но это не мешало ни «Немецкой волне», ни «Дейли Мейл» без всякой совести выдумывать страшные подробности о мнимых планах несуществующего производителя кукол.
Мы не можем заставить западные СМИ интересоваться Украиной, но мы вправе требовать, чтобы материалы о событиях в столице Украины передавали не из столицы другого государства, чтобы источник информации проверяли и чтобы предоставляли альтернативные мнения!
После того, как первые наши письма в указанные СМИ проигнорировали, мы выпустили призыв к журналистам и ко всем неравнодушным людям помочь бороться с враньем одним единственным оружием — правдой. Просили всех, кто мог, поставить правдивую информацию на свои сайты, в блогах и т.д. И главное — писать в те западные СМИ, объяснять им, что свобода слова не включает права на дезинформацию. Многие украинцы откликнулись, написали письма с требованием извинений и удаления лживых текстов в эти пять и другие СМИ, взявшие, снова без проверки, недостоверную информацию. На сегодня не меньше двух израильских сайтов, и несколько сайтов из Канады, США, Ирландии и Гонконга сняли свои тексты, а «Википедия» поставила предупреждение и дополнительную статью о самой провокации.
Мы заваливали четыре СМИ — носителей вируса — письмами, в которых требовали либо доказательств, что информация достоверна, либо ее удаления. Все, в отличие, пожалуй, от Би-Би-Си, отреагировали скорее на наше задекларированное намерение обратиться с жалобой в регулирующие органы, чем на нашу просьбу исправить ситуацию и перестать вводить своих читателей в заблуждение.
Но как бы то ни было, все четверо уже убрали материалы, а Би-Би-Си еще и признала, что репортаж не соответствовал журналистским стандартам.
От всех мы получили фактическое или полное признание, что информация была недостоверной. Это важно по целому ряду причин. Вранье, основанное на вредных стереотипах, нам всем вредит, и необходимо показать СМИ раз и навсегда, что терпеть дезинформацию мы не будем. Терпеть нельзя потому, что нам всем нужна достоверная информация и на меньшее мы не согласны. Но и мы также несем ответственность. Мы ни на шаг не должны отступать от свободы слова, но давайте не будем наивными и станем сами следить за своими словами.
Возможно, важнее всего то, что мы сами убедились: мы можем отстаивать свое право на правду. В те первые дни после опубликования вранья у многих руки опускались. Ведь повсюду повторялась эта возмутительная клевета. Очередной удар нанесен репутации страны, репутации каждого из нас. Так нам казалось. Спустя три недели рискну предположить, что у тех четырех СМИ несколько иная точка зрения относительно ущерба нашей репутации.
Хэппи-эндом здесь не пахнет, и рано расслабляться. Ведь материал висел на их сайтах очень долго и до сих пор «гуляет» по интернету. Мы считаем, что виновные СМИ должны нести за это ответственность, и если публичного извинения не будет, намерены подать жалобу в их регулирующие органы. Никакой мести здесь нет, скорее, просто профилактика.
Будем надеяться, что они осознают непосредственную ответственность за любые вирусы неправды и нетерпимости, которые разносят. И если им трудно понять, мы им поможем. Уже научились.
P.S. В публикации Гали Койнаш «Средство от информационных тараканов» («Телекритика» от 27 мая) появилась следующая информация: «...Сейчас уже можем не доказывать полную необоснованность «информации» о кукле Гитлера. О том, что убедиться в этом можно было без проблем, прочитав первоисточник в газете «Зеркало недели», нам пришлось объяснить многим СМИ. Три из упомянутых — Би-Би- Си, «Дейли мейл» (Daily Mail) и «Дейли телеграф» (Daily Telegraph) — или сразу убрали свои материалы (Би-Би-Си), или после того, как услышали слова «регуляторный орган». «Немецкая волна» (Deutsche Welle) дольше упиралась, зато, сняв статью, почти сразу публично извинилась и поставила интервью с главным редактором журнала «Телекритика» Евгением Минко относительно раскрутки фальшивой сенсации. Мы, конечно, сообщили другим СМИ о таком мудром шаге, и потом появилось извинение и на сайте Би-Би-Си (раньше нам прислали извинение, которое с разрешения Би-Би-Си мы размещали на наших сайтах).
Разговор с редактором Daily Mail, нужно сказать, проходил в несколько ином ключе, но опровержение и извинение появились на сайте газеты 23 мая. После непродолжительного проявления готовности с нами разговаривать, редакция Daily Telegraph снова игнорирует наши письма с призывом публично извиниться. Впрочем, мы допускаем, что теперь это лишь вопрос времени...»