Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Удивительная пилюля» Зеленского

Как и почему проект «Слуга народа» выиграл выборы
26 июля, 2019 - 13:41
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Политтехнологи всех мастей сейчас панически ищут «удивительную пилюлю», благодаря которой политический проект Владимира Зеленского возглавил страну.

В действительности «волшебное средство» состоит из двух частей:

1. четкое попадание в общественный тренд недоверия к предыдущей власти, которая, по мнению большинства избирателей, не была способна решить главные проблемы, беспокоящие людей: прекращение войны на Востоке и улучшение жизни.

2. удачное позиционирование «слуг народа» как команды, который можно и нужно доверять.

ЗАПРОС НА ПЕРЕМЕНЫ

Первый пункт говорит нам о необходимости внимательно следить за электоральными настроениями и непременно учитывать их во время построения своей избирательной стратегии и в целом политической деятельности.

Как известно, нынешний избирательный цикл начался в Украине 31.12.2018 года — в этот день стартовала президентская кампания. Декабрьские настроения электората выглядели таким образом: 70% избирателей считало, что дела в стране идут в неправильном направлении и только 16% — были убеждены, что Украина двигается правильным курсом. (Исследование проводилось Социологической группой «Рейтинг» по заказу Международного Республиканского Института (IRI). Опрос проводился по всей Украине (кроме оккупированных территорий Крыма и Донбасса) с 13—27 декабря  2018 г. Всего было опрошено 2400 жителей Украины в возрасте 18 лет и старше, которые имеют право голосовать. Допустимая погрешность не превышает 2,0%).

Тренд понятен — люди хотели кардинальных перемен или во властной политике, или самой власти. К чему в конечном итоге после переизбрания президента и парламента мы и пришли.

Данные о том, что жители Украины не довольны своей жизнью и, соответственно, деятельностью президента, правительства, Верховной Рады, появились не накануне выборов. И раньше уже было известно о критическом росте уровня недоверия к правящей силе и ее лидерам и политике, которую она реализует. Время для работы с общественным мнением было. Но на практике переломить тренд не удалось.

УЛУЧШЕНИЕ ИЛИ УХУДШЕНИЕ?

Сторонники Петра Порошенко и его проекта «Европейская солидарность» уверены — против их лидера и его политической силы, в целом против украинской власти в последние годы велась массированная кампания, за который стояла как Россия, так и Запад (некоторые посольства западных государств). С помощью контролируемых этими силами СМИ в стране якобы создавалась атмосфера «зрадофильства» и «обнищания», тогда как Украина демонстрировала незаурядные достижения и успехи.

Допустим, это действительно так. Но тогда вопрос в том, почему предыдущей власти (Порошенко, Гройсману с его Кабинетом Министров, провластному большинству в Верховной Раде, назначенным президентом губернаторам) не удалось убедить украинцев в том, что их жизнь улучшается, а неотложные вопросы, которые стоят перед страной, успешно решаются.

Очевидно, что власть по определению имеет все необходимые ресурсы для эффективных коммуникаций с обществом — организационные, финансовые, кадровые. Таким образом, если люди реально стали жить лучше, единственным объяснением неспособности переломить негативный тренд информационного пространства является неудачная коммуникационная стратегия предыдущей власти.

То есть выходит, что или команда «предшественников» не смогла, как говорят, «прокоммуницировать улучшение», или же жители страны стали за последние годы действительно жить хуже, чем раньше, но власть не смогла или не захотела в это поверить.

В любом случае что-то явно сломалось в системе государственных коммуникаций — перестали слышать или власть граждан, или граждане власть, или обе стороны одновременно попали в информационный пузырь то ли сплошных «побед», то ли тотального «предательства».

ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ

Симптомы разрыва в восприятии действительности «верхов» и «низов» были заметны уже давно. Власть предержащие, которые читали приятные для себя посты Фейсбук-пользователей и общались на эфирах со своим «элитным кругом» политиков и экспертов о «высоких материях», оказались в одной реальности. Люди, которые о политике и политиках узнавали из шуток и пародий «95-го квартала» и которые вместо информационно-аналитических программ смотрели аполитичные сериалы «о жизни», — в другой. В конечном итоге власть не захотела или не смогла посмотреть на современную Украину глазами рядовых граждан, а электорат, со своей стороны, не продемонстрировал желания рационально разбираться в текущих проблемах страны или просто не смог этого сделать (из-за недостатка объективной информации и незаангажированной и понятной аналитики).

Можно заметить, что власть предержащим нужно было бы изменить свои подходы к оценке общественных настроений, а избирателям — развивать критическое мышление. Но никто из них не сможет этого сделать, если у них не будет достаточного количества качественной информации для принятия решений из источников, которым они доверяют. Речь идет, конечно, о независимых и качественных СМИ.

Нормальные средства массовой информации очень нужны власти, чтобы она знала, чем живет страна и какие проблемы есть у людей, чтобы она могла эффективно коммуницировать с обществом, объясняя свои действия. Нормально работающие СМИ необходимы и гражданам, иначе они не смогут ни понять, что в действительности происходит в стране, ни довести информацию о своих проблемах до сведения власть предержащих.

Сущностью медиа по определению является посредничество между властными институтами и обществом, причем именно двусторонняя коммуникация. У нас коммуникативная функция СМИ нормально не работает уже по крайней мере 20 лет. В результате мы и дожились до нынешней ситуации, когда власть с околовластной тусовкой и не приобщенные к процессу управления страной граждане живут, как в разных мирах. Одни в победно-успешном, другие в «предательско-обнищалом».

«ЗА ЗЕ!» КАК ЗА СЕБЯ

В этих условиях Зеленский и сам лично, и его политический проект сделали единственно верный шаг — они перешли линию раздела между «верхами» и «низами» и стали рядом с людьми. «Слуги народа» восприняли картину мира простых людей и начали жить и действовать именно в этих координатах. Это — главная составляющая «удивительной пилюли» Зеленского, которая обусловила выполнение пункта 2, который мы привели в начале статьи.

В Украине абсолютное большинство избирателей всегда голосуют за себя. Не за царя-батюшку, а именно за себя. Такова уж украинская ментальность и политическая традиция. (Кстати, российская политическая традиция другая, Восток голосует именно по российской традиции). Команде Зеленского удалось стать лучшим отображением «простого народа» Украины, и народ проголосовал «за Зе!» как за себя.

«Слугам народа» удалось убедить электорат, что они не просто будут представлять интересы рядовых граждан во власти, а они сами и являются теми же «маленькими украинцами», являются «одними из нас». «Сделаем их вместе» — все слова в этом слогане являются ключевыми и работают на то, чтобы объединить простых людей С Зеленским и его командой ПРОТИВ старой власти и вынести старых политиков из их кабинетов.

Показательная «народность» и «простота» и нового Президента и кандидатов от его политсилы являются неприемлимыми для большинства нынешнего отечественного политического класса. И с точностью до наоборот на «команду Зе!» реагирует народ.

Система распознавания «свой-чужой» у большинства избирателей сработала таким образом, что «слуги народа» были отмечены как «свои», а «старые политики» — как «чужие». Результат этого эффекта можем увидеть в сведениях Центральной избирательной комиссии.

ЭМОЦИИ РУЛЯТ

Дополнительные составляющие чудесной «пилюли» были не менее важными для победы «зеленой волны». Речь идет о верно рассчитанной и технологически правильно реализованной коммуникационной кампании.

Известно, что все люди — по своей природе — способны принимать лишь ограниченно, частично рациональные решения. Когда же homo sapiens действуют в составе больших групп, то они делают выбор вообще только на основании эмоций. И речь не только о физическом скоплении людей — речь идет и о сугубо виртуальных сообществах, которые можно формировать с помощью медиа.

Еще во времена Великой французской революции политики могли объединять и мотивировать людей с помощью средств массовой информации — тогда это были газеты. Понятно, что телевидение и т.н. новые медиа являются еще более эффективными создателями сообществ, которые действуют эмоционально.

Любая коммуникационная кампания, в том числе во время выборов, может быть успешной только тогда, когда она вызывает эмоции у целевой аудитории. Сложные, непонятные, скучные и неинтересные сведения не воспринимаются гражданами, оставляют их безразличными и, соответственно, не влияют на их мнение и тем более поведение. Яркие, короткие, простые и эмоциональные месседжи являются необходимыми. Зеленский и его команда апеллировали к эмоциям людей, не обременяя свое общение сложными смысловыми конструктами — и это сработало.

В то же время, нет никакого ни рационального, ни иррационального объяснения, почему властные партии, а на предыдущих выборах действующий президент, делали ставку на рациональность избирателя.

МИР БЕЗ СМИ

Тем более странной такая установка является в условиях, когда в стране отсутствует полноценная система средств массовой информации — наиболее влиятельные медиа у нас сосредоточены на промывании мозгов, а не на информировании и просветительстве, а те СМИ, которые пытаются заниматься просветительской деятельностью или объективным независимым информированием, скатываются на маргинес из-за отсутствия общественного запроса и инвестиций.

На фоне манипуляционных новостей и cрежисcированных ток-шоу классическое политическое кабаре «95-й квартал» и сериал «о народном президенте» воспринимаются как обычные и к тому же интересные политические передачи, и не удивительно, что их влияние на электорат оказалось настолько сильным. Вот это сочетание виртуального мира и реальности, перенесение виртуальных сценариев в реальность, что удалось Зеленскому и Ко, является наиболее инновационной составляющей украинских выборов-2019.

На самом деле еще много чего из последних избирательных кампаний нужно анализировать и осознавать. Пока всем, кого шокируют результаты волеизъявления украинских избирателей, нужно начать с изучения современной Украины и ее жителей. Выходите из своего информационного пузыря, включайте телевидение, смотрите самые популярные сериалы и, конечно, «Квартал», найдите в интернете и послушайте модных среди молодежи исполнителей и посмотрите влоги (видеоблоги) о компьютерных играх. В условиях, когда традиционные СМИ не справляются со своей задачей отображать окружающую реальность, остается надеяться только на самого себя в поисках ответа на вопрос — «почему Зеленскому удалось?»

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ