Документальный сериал «Мой Шевченко» в Украине «прозвучал», его выход в эфир канала «1+1» вызвал широкий общественный резонанс. Электронные и почтовые ящики канала «1+1» оказались буквально завалены отзывами зрителей. «Мой Шевченко» Юрия Макарова стал близок и понятен миллионам людей, он стал «их Шевченко».
Подобное «освоение» человеком (читай, зрителем), а вернее, «присвоение» культуры посредством телевидения — штука редкая. Так принято считать, отказывая телевидению не только в просветительской функции, но и в статусе искусства. Традиционно телевидение ругают — за аморальность, безвкусие, попсовость, за «скольжение по поверхностям», за отсутствие мысли и глубины… Да мало ли за что еще! Ругают почти всегда, за редкими исключениями. «Мой Шевченко» Юрия Макарова стал именно таким исключением. Поломав стереотипы, связанные с личностью Шевченко, во-первых, и с «несерьезностью» телевидения, во-вторых, проект «1+1» пересек государственные границы и в некотором роде осуществил культурную экспансию.
25 — 28 сентября во время официального визита Президента Украины Леонида Кучмы в республику Казахстан и в рамках Дней культуры Украины в Казахстане, на самом популярном частном двуязычном телеканале Казахстана «Хабар» состоялась премьера спецпроекта Юрия Макарова «Мой Шевченко». Этот показ не был неожиданностью. Юрий МАКАРОВ: «В Казахстане во время съемок третьей серии документального цикла нам не просто помогали — нас встречали, поселяли у себя, давали транспорт, ездили с нами на съемки, хотя они видели нас впервые и имели весьма отдаленное представление, кто мы, кого представляем и что делаем. Достаточно было сказать, что мы из Украины и снимаем фильм про Шевченко. Имя Шевченко звучало как пароль, которым открываются все двери. Мы без затруднений находили общий язык с представителями иной культуры, иного быта, иной географии и, в конце концов, иной цивилизации. Там нам представилась возможность уяснить несколько простых истин относительно того, что разъединяет и что объединяет различных людей на нашей планете. И все это благодаря Тарасу Григорьевичу».
Практически сразу же по возвращении из Казахстана авторы проекта «Мой Шевченко» получили предложение из Министерства иностранных дел Украины и посольства Украины в России показать документальный спецпроект «Мой Шевченко» в Культурном центре Украины в Москве. В это же время — в начале октября — фильм «Мой Шевченко» был номинирован на Четвертом Евразийском телефоруме, приуроченном к десятилетию Содружества Независимых Государств.
На премьере фильма «Мой Шевченко» в Украинском культурном центре в Москве (на Старом Арбате) присутствовали представители украинской диаспоры, преподаватели и студенты кафедры украинистики Московского лингвистического университета, сотрудники украинской библиотеки в Москве, учителя и лицеисты одного из московских лицеев, факультативно изучающие украинский язык, а также представители посольства Украины в России. Зал аплодировал стоя, а фильм был назван «визитной карточкой» Украины.
И в этом смысле важен не столько успех проекта «1+1», сколько колоссальный интерес, который Шевченко в интерпретации Макарова вызвал пусть в ближнем, но все же зарубежье. Доселе привычной была обратная ситуация: российские персонажи (исторические и современные) оккупировали украинский телеэфир. Проблема состояла не только в том, что в Украине не хватало своих героев. Скорее, рассказывали о них тут неинтересно. «Мой Шевченко» — показательный пример перелома столь странной и нелогичной тенденции.