Сегодня каждый* подписчик газеты вместе с пятничным номером бесплатно получает «музыкальное дополнение» — новый патриотический альбом «УКРОП» группы «Гайдамаки». Эта совместная инициатива Благотворительного фонда поддержки инициатив «Дня» и украинских музыкантов направлена на качественное осмысление пережитого года.
*Кроме Запорожской и Херсонской областей из-за технических сложностей с доставкой
Кроме того, во время мартовского концертного тура «Гайдамак» в Германии и Польше Благотворительный фонд поддержки инициатив газеты представит европейцам Библиотеку «Дня».
А пока о борьбе на культурном фронте — в интервью с фронтменом группы «Гайдамаки» Александром ЯРМОЛОЙ.
— У нас уже был такой опыт в Польше, когда мы делали новый альбом и издавали сингл вместе с «Gazeta Wyborcza» (одно из самых известных современных польских изданий). Мы хотим заинтересовать людей драйвовой песней и умным словом. А украинцы сегодня готовы финансировать качественное. Нужно воспитывать в себе силу духа и консолидироваться.
— На прошлых выходных «Гайдамаки» провели мини-тур для раненных бойцов, которые лечатся в Харькове и Днепропетровске. Почему сейчас важно украинским музыкантам поддержать наших солдат?
— Мы начали ездить к ребятам на передовую еще с июня. Хотелось приобщиться к этой борьбе. Если ты не берешь в руки оружие, а находишься в тылу — делай все, что можешь. Если ты артист — создавай музыку соответствующего времени и уровня, если художник — рисуй картины, если ученый — делай новые открытия, политик — проводи реформы. Главное не тратить время впустую.
По возможности, мы пытались донести наше творчество вплоть до окопов. Мы выступали в Песках, пока там не начался «реальный замес». В настоящее время там уже не до музыки. Для артиста такие поездки тоже полезны. Мы со многими ребятами там подружились, я спрашивал у них, на самом ли деле нужны им эти концерты. Говорят, для них это очень важно. Они оторвались от мирной жизни, перешли линию, которая отделяет войну от тыла, живут в суровом мужском мире, но вспоминают этот, мирный мир и ждут от него поддержки.
— У вас кстати есть песня, созданная вместе с участником АТО Александром Ткачуком. Как вы его нашли?
— Он сам нас нашел — такой молодой инициативный парень. Мне импонирует то, что он не стеснялся, а сразу пошел со своей идеей в люди. нам понравился и его замысел, и его текст, поэтому мы быстро подобрали музыку. Так возникла песня «УКРОП».
— А какая идея у вашего нового альбома «УКРОП» в целом?
— Идея альбома похожа на ту, которую предложил Саша, — показать войну не со стороны мести и ненависти, которая раскручивается. Людей, которые втянуты непосредственно в боевые действия, волей-неволей, это задевает. Все общество может затянуть в этот маховик ненависти, и тогда не будет ему конца, а конец должен быть. Война — это всегда зло и беда. А мы хотели показать патриотизм и украинское сопротивление с позитивной стороны.
— Насколько трудно было готовить песню «Дерев’яні Щити», посвященную Небесной Сотне?
— Мы сами присутствовали на Майдан в те дни. Это было настолько сильное впечатление. Люди, которые тогда погибли, действительно воспринимались как ангелы.
«День» ВСЕГДА РАТОВАЛ ЗА КОНВЕРГЕНТНОСТЬ В МЕДИА, ПОЭТОМУ СЕГОДНЯ ПОДПИСЧИКИ ГАЗЕТЫ ПОЛУЧАТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДАРОК — ДИСК «УКРОП» ГРУППЫ «ГАЙДАМАКИ». А УЖЕ В СЛЕДУЮЩЕМ МЕСЯЦЕ «БИБЛИОТЕКА «Дня» ПОЕДЕТ С МУЗЫКАНТАМИ В ЗАРУБЕЖНЫЙ ТУР / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
— Вы для себя итоги Майдана пересмотрели?
— У нас тоже были сомнения, но я пришел к выводу, что все постепенно изменяется. Когда Янукович сбежал, а мы наконец словно получили новую Украину, эта Украина была как рассеянный улей в хаосе. Началась война — нужно было восстанавливать армию и милицию с нуля. Люди по старой привычке не доверяли правительству. Нужно не забывать, что осталось много старых кадров, которые были при власти до Майдана, и пока от них не очистится правительство, они будут сдерживать колесо прогресса. Просто нужно быть настойчивыми. Наконец общество научилось правильно реагировать.
— Можно ли привлечь внимание людей к украинской истории через украинскую музыку?
— И не только через музыку, но и через изобразительное искусство, стихотворения, книги. В нашем новом альбоме, как и всегда, есть обработки народных песен. Мы раньше никогда не пели «Їхав козак на війноньку», а здесь пришло время. Народное творчество всегда нас подпитывает. Мне мама еще в детстве пела эти песни, наверное, так и осталась эта культурная привязка. Это краеугольный камень, которого мы всегда держимся, хотя и пытаемся писать свое и идти в ногу со временем. Для нас народная песня является моральным ориентиром.
— «Гайдамаки» позиционируют себя как казак-рок. Видите ли вы параллели между сегодняшней ситуацией и эпохой казачества и возможна ли реконструкция благородства?
— Сейчас очень нужна реконструкция благородства, ведь в частности и из-за его отсутствия происходили все эти негативные процессы в обществе. На протяжении многих лет не было осмысления этого благородства, на протяжении поколений планка падала. В 70-е годы, когда советская власть боролась с диссидентами, украинской интеллигенции было все равно больше, чем в настоящее время. Их нужно лелеять и возвращать. Например, тех же ученых. Не может потребительское общество, которое не имеет прогресса в области науки, быть перспективным. Это всегда страны третьего мира. Война — это результат борьбы в горячей точке, а вот экономическая и культурная борьба происходит постоянно. У нас нужно осуществлять эту борьбу во всех сферах не только на определенных территориях, но и внутри всей страны, и в полную силу. У нас нет времени на отдых. Из количества пробьется качество.
— Насколько сложно украинской группе пробиться сейчас на отечественные каналы и радиостанции?
— В настоящее время намного легче. Пока с радиостанциями и некоторыми музыкальными каналами мало поработали, и они продолжают гнать свою «вату», а вот телеканалы подтянулись. Думаю, это тоже непросто сделать, но процесс пошел. Появилась станция «Радіо ЄС» с преимущественно украинской музыкой, но остальные FM-каналы пока что не оправдывают наших надежд и продолжают транслировать то же, что и до войны. Для них это «ничего личного, только бизнес...». Но думаю, до них тоже дойдет время. Программные директора должны понять, что их контент, который не изменяется, создает предпосылки к сепаратизму. Чем дольше люди будут читать газеты наподобие «Вестей», тем дольше будет продолжаться война.
— Как вы и «Гайдамаки» строите моду на украинское внутри страны и за рубежом?
— Сугубо творчеством. Идти в политику или в общественные советы нет времени. Мы сконцентрировались на том, что мы умеем делать, и стараемся делать это как можно лучше. За рубежом восприятие украинской музыки зависит от страны и граждан, а также их отношения к конфликту с Россией. Эта война рядом, это уже не арабский мир, это Европа, и есть вероятность, что огонь перекинется и на них. Этот конфликт выводит Западную Европу из зоны комфорта, которую она очень любит.
— О чем у вас больше всего спрашивали в Европе во время туров после начала войны?
— Разные были вопросы, в том числе и «ватные». В Польше — нет, а вот в Эстонии или Берлине — да. Каждый по своему понимает нашу ситуацию. Прошлым летом мы ездили на конференцию «Музыка протеста» во Францию. Перед тем, как ехать, взяли с собой фото— и видеоматериалы. Тогда все докладчики рассказывали какую-то теорию о протесте, а мы вышли, показали эти материалы и некоторых даже до слез довели. У них все еще информационный вакуум. А когда в гостинице пройдешься по каналам, то минимум четыре — иноязычные российские. Что интересно, большинство настоящих российских деятелей искусства — за нас. Один из них, уже немолодой, сказал мне, что «такого гнилого времени в России еще не было, даже во времена СССР». Диаспорян очень часто встречаем в турах, они передают деньги на АТО — очень активные. Главное, чтобы что-то полезное делали, нужно, чтобы кто-то и там был.
— А как стимулировать украинцев поддерживать свое — качественное? Не только музыку, но и газету, и книгу.
— В первую очередь продукт должен сам за себя говорить. Если человек хочет и умеет читать украинское, то он это будет делать, несмотря на любые препятствия, если же нет — то таких можно убедить лишь качеством. Сейчас я наблюдаю многих украинцев, которые не знают языка, но готовы его учить и читать, и говорить. После Майдана многое изменилось в головах людей. Например, многие из тех, кто воюет — русскоговорящие, но они понимают, что нужно защищать свое государство. Появились также художественные волонтеры: украинские бизнесмены, которые поддерживают артистов. И это важно, потому что в настоящее время поддерживать нужно не только армию, но и культурный фронт. Хотелось бы посоветовать людям — ходите на концерты своих, украинских исполнителей, пока они еще есть — это вы вкладываете в себя и свое развитие.