Достаточно большой резонанс в конце прошлого года в медиасфере страны получило обращение участников круглого стола в редакции газеты «День» вместе с единомышленниками, которые объединились в инициативу «Украинская журналистская платформа». Напомним, этим обращением мы поддержали решение Европарламента от 23 ноября 2016 года относительно противодействия российской пропаганде и выразили непонимание позиции руководства Национального союза журналистов Украины, которое считает возможным принимать участие в совместных проектах (под эгидой ОБСЕ) вместе с сотрудниками российских СМИ, которые отнесены Европарламентом к пропагандистским ресурсам, прикрываясь необходимостью поиска путей к «примирению» и «пониманию», а также — «осуждение языка вражды» (больше см. в тексте «Есть ли «национальный характер» у Национального союза журналистов?», «День» №230-231 от 16 декабря с.г.). Собственно, сам круглый стол при участии известных медийщиков — Наталии Ищенко, Сергея Моругина, Ольги Лень, Глеба Головченко, российского журналиста Игоря Яковенко и коллектива газеты под руководством главного редактора Ларисы Ившиной, публикации материалов по его результатам и принятое обращение — получили многочисленные отзывы и комментарии.
Коллеги звонят и пишут в редакцию с просьбой продолжить инициативу, ведь она затронула важную тему адекватности существующих медиаплатформ потребностям страны. Это особенно актуально в условиях информационной войны, когда, кажется, в нашем медиасообществе нет осознания необходимости создания общих принципов, которые должны объединять СМИ и поддерживать страну.
Одним из первых обращение «Дня» поддержал председатель Независимого медиа-профсоюза Украины Игорь ЧАЙКА, сначала персонально подписавшись под инициативой, а впоследствии — утвердив наше обращение комитетом профсоюза.
— Когда мы в профсоюзе увидели информацию о круглом столе в «Дне», это стало для нас глотком свежего воздуха. Раньше у нас создавалось впечатление, что мы в своей организации — будто в вакууме, никто не разделяет нашего возмущения такой ситуацией в журналистике, — говорит Игорь Чайка. — А здесь — важен круглый стол, невероятное заявление, которое, безусловно, должно стать «точкой отсчета», внутреннего мониторинга ситуации в украинской журналистике. В условиях войны есть немало вещей, которые в медиа толерировать нельзя. То, что делает Союз журналистов России, никакого отношения к профессии журналистики, безусловно, не имеет. Это абсолютно понятное и четкое выполнение заказа Кремля, идет целенаправленное раскручивание пропагандистской машины и информационной войны, которую РФ начала против нашей страны.
— Однако НМПУ также принимал участие в проекте представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуни Миятович «Две страны — одна профессия».
— Из этого проекта мы успешно вышли. Давно не принимаем в нем участия. После наших заявлений другим участникам также стало понятно, что наша организация с ними сотрудничала лишь до тех пор, пока бывший председатель медиапрофсоюза Юрий Луканов в этом принимал участие.
Не может быть, чтобы с одной стороны толерировать то, что происходит в российском медиапространстве, а с другой — говорить о стандартах патриотической журналистики, в конечном итоге о праве страны на собственную жизнь.
— Почему, на ваш взгляд, этого не понимают коллеги из НСЖУ, которые садятся за стол с СЖР?
— Думаю, что трудно говорить за весь союз журналистов, если в подобных акциях принимает участие всего несколько руководящих людей этой организации. Я не удивлюсь, если окажется, что подавляющее большинство многотысячных членов НСЖУ этого факта вообще не знают, а если бы и знали — то решительно осуждали бы.
Когда комитет нашего медиапрофсоюза увидел подозрительную историю сотрудничества с офисом Миятович, то выступил против такой постановки вопроса. Я не являюсь членом НСЖУ, но, думаю, что если бы провести внутренний мониторинг, условный опрос, то результаты реакции на сотрудничество с пропагандистами очень сильно удивили бы руководство НСЖУ. Понимаете, очень часто одно лицо может говорить какие-то вещи, подписывать определенные документы, обращения на уровне Международной федерации журналистов, на уровне Европейской федерации журналистов, в конечном итоге — на уровне ОБСЕ, где в настоящий момент имеется тесное сотрудничество с Офисом Дуни Миятович. А другие об этом даже не знают.
...Вспоминаю, что та же Миятович заявляла о необходимости создания совместной группы по мониторингу соблюдения прав журналистов в Крыму. Мы писали ей официальные письма, объясняли, что сегодня в Крыму действует оккупационная власть, которая не позволит им провести отрытый и объективный мониторинг, увидеть реальное положение дел. ФСБ-шники проведут их по тем местам, которые будут считать необходимыми, и позволят встретиться с теми людьми, с которыми «необходимо». И по результатам таких «мониторингов» в ОБСЕ будут писать свои официальные заключения, которые потом еще и попросят подписать украинских медийщиков. В конечном итоге — если такой группе и удастся встретиться с профессиональными и принципиальными журналистами в Крыму, то потом этих людей начнут преследовать. Однако на наши обращения Офис так и не отреагировал. Учитывая, что мы больше не принимаем участия в проектах наподобие «Две страны — одна профессия», вероятно, НМПУ больше им не интересен.
Поэтому еще раз отмечаю, что инициатива «Дня» «Украинская журналистская платформа» может реально попробовать консолидировать нашу журналистику, или по крайней мере поставить определенные «маркеры». Когда вашу инициативу поддерживает немало коллег — больше сотни — причем авторитетных в профессии (Ольга Герасимьюк, Виталий Портников, Юрий Макаров и другие), становится очевидно, что поднятая коллективом газеты тема — крайне актуальна. И ваши «маркеры» становятся заметными для других. Ведь это не только «маркеры» профессии, это мерило гражданской позиции. На упомянутом круглом столе главный редактор «Дня» Лариса Ившина сказала, что есть вещи, которые должны обязательно быть публично сказаны. И наша организация всячески поддерживает такую позицию.