Российские телеканалы передают восторженные репортажи из Севастополя и Крыма, посвященные массовому российскому десанту на эти пока еще украинские территории (на что ТВ соседнего государства, впрочем, уже не обращает внимания). Море российский знамен: государственных, военных и исторических. И лишь кое-где, промежду прочим — украинские. Всем и вся дают понять, что россияне — подлинные хозяева этой земли, на которой они из милости своей терпят украинцев. По Севастополю развешаны стенды с изображением ликующих Лужкова-Затулина и надписью: «В прорыв идут штрафные батальоны!», тиражируются заявления все того же Лужкова: «Севастополь — российский город, Севастополь и Крым должны принадлежать России!». А некие «байкеры» с экрана «вправляют мозги» украинцам: «У нас единая история, общее прошлое и общее будущее, мы — один народ». Байкеры об истории... Вполне в контексте соседского понимания свободы слова.
Возникает впечатление какого-то нашествия. Тут тебе и Путин, и Лужков и патриарх Кирилл, и Затулин, и примкнувший к ним В.Ф. Янукович. Но о настоящей позиции официальной Москвы лучше других свидетельствует тот факт, что на фоне въезда в Украину мэра Москвы Лужкова, который и не думает отказываться от территориальных претензий к нашей стране, в Россию не пустили, сняв с поезда в Брянске, известного украинского правозащитника и бывшего узника совести Василия Овсиенко.
Для нынешней российско-украинской «дружбы» это более чем символично. А вакханалия российского «патриотизма» на украинской земле наводит на мысль о мощной пропагандистско-психологической подготовке аннексии Севастополя и Крыма с согласия нынешней украинской(?!) власти.
КТО ОСТАНОВИТ ТЕЛЕГУ?
Было бы удивительно, если бы российский телевизионный «блицкриг» не был бы поддержан некоторыми украинскими(?) телеканалами. Вот, например, канал «Гамма» вдруг в преддверии визита Московского патриарха оперативно заинтересовался событиями прошлого столетия — похоронами Киевского патриарха Владимира (Романюка) и массовым избиением участников траурной манифестации на Софийской площади. Кроме ритуально-осуждающих тирад против украинских националистов, были и выпады против патриарха УПЦ КП Филарета.
Фильм, изготовленный еще в 2009 году ТОВ «Гамма Консалтинг», на протяжении одной недели был продемонстрирован дважды. Напомню, что на этой же неделе неизвестные лица в Луганской области сожгли храм Святого архистратига Михаила УПЦ КП. Случайное совпадение или «достойная встреча» московского владыки?
А Севастопольское городское государственное(!) телевидение предоставило слово нардепу от Партии регионов Вадиму Колесниченко, который начертал блистательные перспективы русификации страны: сначала русский язык получит статус регионального везде, где есть хотя бы 10% русскоязычных граждан, а вторым шагом станет предоставление ему статуса государственного. С победоносным видом Колесниченко провозгласил: «Эту телегу уже никто не остановит». Что ж, если ему удастся осуществить свои планы лингвистического федерализма, то нас ждет достаточно быстрое размывание государства и еще один «девятый вал» тотальной русификации и языкового противостояния. Нардеп обещал и новую историю для Украины, «позитивную», где не будет никаких имперских врагов и угнетателей, а только нежная дружба с ними.
СДАМ В АРЕНДУ ВНЕБЛОКОВЫЙ СТАТУС...
Но если для севастопольского (пусть даже государственного) канала подобные «явления» — закономерны, то как объяснить то, что защищаемый демократической общественностью телеканал ТВІ продолжает охмурять нас трансляцией российской программы «Военная тайна», которая не упускает возможности рассказать украинцам об их истории? Причем делает это очень странным образом. Например, рассказывая о том, как высшая власть СССР поручила агенту КГБ Богдану Сташинскому убить лидеров украинской эмиграции, московские «знатоки вопроса» показали, как они утверждали, фотографии Льва Ребета и Степана Бандеры. Но дело в том, что и на первой, и на второй фотографии был Степан Бандера, только в одном случае периода обучения в гимназии, а во втором — уже в зрелом возрасте. Зачем транслировать подобную «тухлую» продукцию очень демократическому телеканалу ТВІ?
Между прочим, и севастопольское городское телевидение породило сенсацию устами заместителя главы местной госадминистрации Николая Карпеева, который, встретившись с представителями фонда Науманна из Германии, заявил: «Мы готовы предоставить территорию для военной базы в Севастополе не только России, но и США, и любой другой стране, лишь бы деньги платили». Власти Севастополя пребывают в состоянии эйфории, забыв, что вопрос о предоставлении территорий для иностранных военных баз (что вообще запрещено Конституцией Украины) решают не городские и сельские советы, а украинское государство. А то ведь так и горсовет Керчи или Скадовска захочет сдать себя в аренду иностранным военным ведомствам.
А пока в город Севастополь прибыла делегация русских старорежимных эмигрантов. Двигались они по маршруту Бизерта (Тунис) — Севастополь. Именно в Бизерту ушел в 1920 г. белогвардейский Черноморский флот. В честь этого события на Графской пристани есть соответствующая мемориальная доска. Ее установке не препятствовали, в отличие от мемориальной доски в честь 90-летия поднятия украинских флагов на кораблях флота, которая была уничтожена местными пророссийскими вандалами, вскоре получившими государственные награды РФ. Потомки белогвардейцев назвали свое путешествие в Севастополь «Россия, которую мы потеряли». Кажется, мы, граждане Украины, при нынешней власти стремительно теряем Украину... А торжествующие белогвардейцы (без согласования с городскими властями) метят город знаками своего присутствия. Севастопольские коммунисты, кстати, помалкивают, ведь белогвардейцы — это не украинские националисты, на Белую гвардию можно не реагировать...
Буйное празднование дня российского ВМФ в Крыму завершилось тем, что в интервью одному из телеканалов спикер Госдумы РФ Грызлов заявил, что командующие ЧФ РФ и ВМС Украины выступили с инициативой объединить два флотских праздника в один. Сначала праздники, а потом и флоты? И это внеблоковое государство?!
На лужковском ТВЦ продолжаются политические разборки. Кажется, московский градоначальник побил горшки не только с В. Жириновским, но и с вождем российских коммунистов Г. Зюгановым. Лужковцы ударили по «вождю мирового пролетариата», два дня подряд показывая разоблачительный фильм «В.И. Ленин. Что скрывали мифы». Вспомнили Ильичу все: и комфортабельную жизнь в эмиграции, в частности четырехкомнатную квартиру в Париже, и «ужасы» ссылки, куда он ехал сам, без охраны, в хороших условиях. А в Шушенском попросил (и получил) финансовое пособие от царской власти, которое обеспечивало безбедную жизнь и полноценное питание. Не говоря уже о прислуге... Сообщили интересный и малоизвестный факт: когда Временное правительство хотело судить Ленина как германского шпиона, он, по словам Н.К. Крупской, исчез из Петрограда «в костюме простой женщины». Видимо, легенда о бегстве А.Ф. Керенского в женском платье (которую Керенский отрицал до конца своих дней) была придумана именно для того, чтобы заставить забыть сюжет с Ильичем. Ильич в дамском одеянии — это, конечно, нетривиально...
ТОТ, КТО СТРОИЛ УРАИНСКИЙ МИР
Своеобразной компенсацией для украинского зрителя стал телефильм, посвященный памяти выдающегося украинского кинорежиссера и известного политика Юрия Ильенко, который показал «5-й канал».
Известно, что его творческая жизнь складывалась весьма сложно, как в СССР, так и в независимой Украине. Ильенко испытал на себе как советскую, так и постсоветскую цензуру. В последние годы он занимал весьма радикальную политическую позицию, что, впрочем, вполне оправданно критической ситуацией в Украине. Мастер пережил особые неприятности с фильмом «Молитва за гетмана Мазепу», который авторитетный культуролог Вадим Скуратовский назвал одним из лучших фильмов всех времен и народов. А вот общественности об этом судить сложно, она его не видела, поскольку фильм не был представлен в широком прокате и видеосфере. В Российской Федерации «Молитва» была признана антироссийской и запрещена во времена пребывания во главе российской культуры демократа и либерала Михаила Швыдкого. Разумеется, иное видение культовых фигур российской истории, в частности Петра І, есть безусловный криминал. Шаг влево, шаг вправо — считается побегом из четко очерченной духовной «зоны», которая при всей ее деспотически-конформистской сущности поэтически именуется «русским миром». Ильенко пытался выстроить украинский мир, духовное Отечество для украинцев. И, конечно же, трудно не признать (особенно сегодня!) справедливость его оценок идеологической ситуации в Украине, которую он называл «страной с оккупированным информационным пространством», где народ подвергается информационному насилию и террору, зомбированию и промыванию мозгов в интересах иных государств. Потеря информационного суверенитета является прологом к утрате всех остальных его составляющих. Этого не понимала, не хотела понимать власть, рекламировавшая себя в качестве патриотической (на уровне облачения в вышиванки), — что уж говорить о нынешней, не способной себе представить, что может быть как-то иначе, что страна сама может определить условия игры в своем информационном пространстве, исходя из своих национальных интересов.