О начале вещания телеканала «Культура» «День» писал еще накануне Нового года. Тогда, получив комментарий от руководителя «Укртелефильма», мы обратились в Министерство культуры и искусств и в Госкоминформполитики, которые в свое время активно заявили о поддержке идеи подобного канала. Но, к удивлению, известие о том, что канал выйдет в эфир с первого дня 2002 года, оказалось для этих двух ведомств новостью. Теперь, за неполных две недели ежедневного двучасового эфира «Культуры» в существование этого канала поверили все — даже отчаянные скептики. Публикуя материал нашего постоянного автора Юрия Иванова, при этом отдавая должное его взгляду на положение вещей и не во всем соглашаясь с ним, мы предлагаем высказаться на наших страницах представителям и тех двух государственных ведомств, от которых непосредственно зависит дальнейшая судьба «Культуры».
Тихо и неожиданно, в страшных родовых и межведомственных схватках, на нищей соломенной подстилке финансирования, в колыбельке самого несмотрибельного времени — родился новый телеканал.
Все равно приходилось рождаться — ибо приход новичка в сей телемир был неизбежен, как Новый год, и чудесен, как само Рождество с его светом и надеждой. Это случилось 01.01.2002 г.
Бросив взгляд на почти беспризорное культурное дитя, мы не могли не задаться вопросами: чем оно отличается от своих старших и многочисленных коллег? Чего на канале нет и не предвидится, как у «остальных телелюдей»?
В просмотренной недельной программе не удалось обнаружить: мордобоя, стрельбы и крови, наглядных упражнений по сексу, намыленного дона Педро, наших мужественных бандюг, серийных (сериальных) убийц, очаровательных проституток, Жириновского, Глобу, Поплавского, свалки партий и фракций, монстров, аналитиков — действующих или стоящих над схваткой, коллективных пропагандистов и агитаторов... Здесь вообще посмели обойтись без политики!
По профилю культуры и искусства мы не увидели на канале незыблемое: попсу, опять — Поплавского и Верку. Из азартных соревнований здесь отсутствовали — игра в очко, в «балду», а также игры с нищим народом и олигархами на большие миллионы, когда от отчаяния проигравшие уходили с дальних модных курортов в «Последние герои».
И вдруг — удар! Глобальное отличие: на нашей «Культуре» не было рекламы. Никакой. Ни хорошей, ни плохой, ни живительной, ни обременительной. (И это в то время, когда реклама по объему скоро опередит собственно передачи!). Нету! Даже «Nemiroff» который во всем мире» — здесь отсутствует. Скандал. Нет ни единой прокладки в кадре, ни единого моющего средства. Это похоже на рекламно-финансовое самоубийство! Знаете ли вы, что в мире существует лишь несколько безрекламных и чистых просветительских каналов? Ближе всего — российский канал «Культура» (лучшее, что сделал на государственные средства Борис Ельцин). Дразнилка для нашего руководства и оставшихся интеллигентов. Украина имеет шанс войти со своим культурным каналом в первую пятерку — вслед за немецко- французским «Арте», американским каналом «Дискавери», россиянами.
Шансы малы, трудны и даже невероятны, если вспомнить трагически непрекращающуюся историю превращения студии «Укртелефильм» в Украинский канал «Культура».
...Пунктирно. Жила и работала себе в Киеве на Русановке студия «Укртелефильм». Снимала немалую продукцию, которую показывало УТ. Потом перестали показывать и платить — обе организации стали разоряться. Особенно «Телефильм». Вплоть до кражи имущества, разрушения производственных площадей, которых в старые времена успели построить немало. Вплоть до отключения (за неуплату) света и тепла в помещениях, где сидели голодные и холодные сотрудники.
И тогда был назначен на руины студии очередным генеральным директором энергичный режиссер Олег Бийма. Неожиданно для всех «Укртелефильм» воскрес и заработал. Да еще и захотел стать (какая наглость) на своей же базе Украинским каналом «Культура», учитывая свой технический и творческий потенциал, а также снятую поколениями кино-, телевизионщиков бесценную коллекцию — архив нашей и зарубежной культуры («День» неоднократно писал об этом).
При запахе бюджетных и спонсорских средств желание возглавить канал возникло и среди других государственных и общественных организаций. Особенно упорно поработало в этом отношении Министерство культуры и искусств, которое, как известно, имея тоже обедневшие студии и таких же бедных мастеров кино (кроме нескольких классиков) — к телевидению имеет опосредованное отношение.
Однако в сложной борьбе за свою «Культуру» Министерство решило вырвать у государства бюджетные деньги, а также солидную помощь серьезных бизнес-структур.
Дело оставалось благородным, но вскоре «отвалили» от него финансовые и меценатствующие круги, несмотря на всю свою любовь к культуре. Департамент кино Министерства все же продолжал бороться за свой «отдельный проект», несмотря на все призывы к объединению усилий.
В телефильмовском же лагере чудеса пребывали в развитии: производство продукции для будущего канала возрастало, еще не показанные программы получали призы на фестивалях, приводился в порядок архивный Фонд, отдельный цикл по госзаказу был показан в эфире — и небезуспешно.
Своя же родная НТКУ (с прежним руководством) и свой же государственный Комитет информполитики стали люто ненавидеть это ненужное шествие к «Культуре». Телефильмовцам не платили не только долги, но и самую зарплату. На сегодняшний день наивные и пламенные энтузиасты (и их семьи) не получают зарплату (в отличие от руководителей аппарата Госкомитета) уже семь месяцев.
Но Госинформполитика всегда тесно работала и переписывалась с телефильмовцами. Требовала и согласовывала планы (а где средства под них?). Просила сообщать регулярно — какая техника для переоснащения нужна? Каковы неотложные нужды? Ноль финансирования! Без учета этого маленького факта присылались комиссии для проверки документов сотрудников. Не находили только ни недостатков, ни причитающихся денег людям в кассе студии. Откуда?!
Серьезнейшим упреком звучало: почему это ваш гендиректор и режиссер О. Бийма так преступно много (и бесплатно) снимает?!
Не только он, но и вся его команда, технические и творческие сотрудники, как ненормальные и голодные, продолжали работать, готовя задел для будущего канала. Зарабатывали на услугах (особая благодарность «Интеру») — хотя бы на производство?..
Однако же новогодний и рождественский сюрприз произошел! И, опять- таки, кадры решили все. Да, поручения Президента относительно открытия Украинского канала «Культура» имелись. Но надо было, чтобы сменился старый руководитель НТКУ и пришел новый. Он, хотя и сейчас не может финансово помочь, но сделал немало: дал эфир и время в своем хозяйстве для такого начинания и взял шефство над новым каналом. А команда О. Биймы была готова своими резервами к включению в Эфир.
Теперь о самом главном. О представленном продукте. Что за облик у новорожденного? Каковы его формы и содержание? Уже узнали — чего в нем нет. Важнее — что в нем есть и угадывается на будущее. Объективно, по возможности...
Все на любом ТВ начинается и продолжается дикторами. И редко бывают хорошими дикторами актеры. А здесь — пожалуйста. Уверенно и мажорно программу ведут порой уже и известные украинские актеры: Алексей Богданович, Елена Еременко, Светлана Прус, Татьяна Олексеенко, Алексей Вертинский... Есть обаяние, внутренняя свобода, чистый украинский язык, дикция. И делают дикторы-актеры эту необычную работу с желанием и удовольствием — это заметно. С хорошей режиссерской подачи ведет свой авторский цикл «Вероятности» преданный изобразительному искусству Дмитрий Горбачев.
И если Украина — это песня, то звучит на канале целый океан разнообразной и хорошей музыки. От нынешних вундеркиндов и популярных певцов до глубин классики. Что завещано И. Козловским детям его родной Марьяновки, Украины, — выясняется в фильме В. Василенко... Из архивных залежей с начала 60-х извлекаются чудо-выступления наших мастеров в молодые годы свои. И теперь «как драгоценным винам» опять «настает их черед». Слушайте и смотрите, уже в поколениях, как поют в расцвете: Д. Гнатюк, Е. Мирошниченко, А. Соловьяненко, Н. Матвиенко, Г. Ципола, К. Огневой, Е. Колесник, С. Ротару, А. Кочерга, В. Ивасюк, В. Зинкевич, Л. Прохорова. Их композиторы, поэты, чудесные музыкальные ансамбли. Эффект поразительный. Хочется снова аплодировать.
Хорошее документальное кино в цикле «Парад-алле!» Г. Шкляревского (со своими помощниками-студентами) прибавляет добрых чувств в фильме о дедушке Золло, и настоящая проблема возникает в другом фильме: что будет, если наш цирк уедет навсегда?
История культуры стучится к нам в просветительских, исследовательских программах о поиске автора Слова, биографии и новых работах Львовского оперного, свершениях Острожской академии, о памятниках и встречах на Крымской земле, у Артека.
В разных формах выполнены портреты и истории столь несхожих творцов: В.Некрасов, Р.Кириченко, М.Стороженко.
Программы нового канала разнятся между собой и частенько отличаются от стандартной телепродукции. Чем? Подходами и решениями. Разве секрет, что сенсационные «новые форматы» порой не имеют ни формы, ни жанра, ни содержания.
Поговорим профессионально о профессионализме. По-моему, наиболее яркими, в высшей мере профессиональными вещами в недельной программе украинского канала «Культура» являются две. Премьера замечательно начинающего режиссера А.Пугач «Цвет папоротника» — по сюжету, фантазии, цельности и таинственности — банальнейшей темы цветов. Второй подарок — от Олега Биймы. Уже в жанре музыкального фильма-ревю «Львовских кафе очарование» демонстрируется изящество и выразительность стиля, умение наблюдать и ставить музыку. Оставлены «за кадром» многие создатели всего лишь недельной программы нового канала. Виноват, но не могу скрыть и своего скромного участия и пристрастия к новорожденным передачам, которые мне нравятся. И поэтому говорю, как в старину, названием своего цикла — «Привет из Киева!». Всем культурным и разбирающимся телезрителям. Привет! С надежной на будущее!..
Теперь «о месте и времени» конкретно. Пока украинский канал «Культура» функционирует на УТ-2 шесть раз в неделю — с 11 до 13 часов . Еще раз привет всем, кто интересуется!..