Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинскому телевидению — за 70. Помним ли?

Первый в истории нашего телевидения факт вещания за границу датируется 1939 годом
15 апреля, 2010 - 18:30
ФОТО С ВЫСТУПЛЕНИЯ УКРАИНСКОГО БАНДУРИСТА В СТУДИИ ТОЛЬКО ЧТО ПОСТРОЕННОГО КИЕВСКОГО ТЕЛЕЦЕНТРА В ФЕВРАЛЕ 1939 ГОДА, НАПЕЧАТАННОЕ В НОМЕРЕ КИЕВСКОЙ ГАЗЕТЫ «БОЛЬШЕВИК» ОТ 8 ФЕВРАЛЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА

Отечественное радиолюбительство, то есть самостоятельные попытки строить разные электронные устройства и пытаться услышать, увидеть, передать, принять что-то из эфира — это давняя и интересная история. Вот в 30-х годах прошлого века даже посылали эти устройства на Всесоюзные заочные радиовыставки. В 1939 году цель: посоревноваться за первую премию в 3000 советских рублей, две вторых по 1000 и две третьих по целых 750! А после войны группа энтузиастов-радиолюбителей из Харькова в начале 1951 года даже начала телевизионное вещание по электронной схеме. И сделала это раньше официального выхода в эфир новопостроенного киевского телецентра (6 — 7 ноября 1951 года) и значительно раньше построенной несколькими годами позже профессиональной харьковской студии.

Что мне было известно до начала мини-исследования из истории украинского телевидения: в 1938 году в СССР начали работу Ленинградский и Московский телецентры. На 11 странице маленькой и крайне заидеологизированной книжечки Валерия Цвика «Украинское телевидение: опыт, практика, проблемы» (1985 год) нашел информацию о статье «Первая телепередача» в киевской газете «Більшовик». Рядом — несколько строк о материале, напечатанном в общесоюзной газете «Правда» 10 февраля 1939 года по поводу выхода в эфир первой киевской телевизионной передачи. Цитирую по книге В.Цвика материал из «Правды»: «Результаты пробной передачи удовлетворительны. До конца февраля будет проведено еще несколько пробных телепередач, затем телевизионный центр вступит в нормальную эксплуатацию». Почему я цитирую по книге? Во-первых, эта информация кочует по разным изданиям до сих пор. Во-вторых, просмотр сотен страниц всех номеров общесоюзной газеты «Правда» за февраль и март 1939 года результатов не дал. Топ-тема этой и других газет того времени — очередной 18-й съезд руководящей тогда партии.

Поэтому активно поработал с украинской прессой того времени. Нашел «статью» вечерней газеты «Більшовик» от 1 февраля 1939 года, на которую ссылается В.Цвик в своей книжке. Она размещена на страницах №25(1749). Приведу полный ее текст: «Первая телепередача. В 12 часов дня в киевском Радиодоме состоялась первая официальная проба телепередачи в эфир. Передача длилась 40 минут. За это время был передан портрет тов. Орджоникидзе, разные надписи и так далее». Вот такая вот «статья». Всеукраинская газета «Вісті» от 3 февраля чуть пространнее. В материале «Закінчується спорудження київського телевізорного (выделено автором. — Прим. автора.) центру» читаем: «Роботи по спорудженню київського телевізорного закінчуються. Вже устатковані телевізаційна студія і апаратна. Провадиться випробування апаратури. 1 лютого відбулася спробна телепередача в ефір, яка тривала 40 хвилин. Найближчими днями до Києва приїдуть видатні спеціалісти з Ленінградського науково-дослідного інституту телебачення для остаточної перевірки роботи апаратури. Після цього телевізорний центр вступить в експлуатацію». Кстати, именно так — «телевізорний» — называют киевский телецентр и в журнале «Радянський Київ» (от марта 1939 года): «В київському Радіодомі закінчено будівництво четвертого в Радянському Союзі телевізорного центру. Спробні телепередачі через станцію РВ-9 проходять досить успішно. 2 лютого відбулася телепередача в ефір. Вона тривала 40 хвилин. За цей час було передано в ефір портрет тов. Орджонікідзе і різні написи». Как видим, эта информация является своеобразным итогом вышеприведенных данных. Заметны, правда, и некоторые нюансы. Оказывается, телецентров в СССР — четыре! А передача в Киеве состоялась и 2 февраля тоже. В своем архиве имею также копии материала Тамары Щербатюк «Малоизвестная страница». Эта статья была напечатана на страницах журнала «Журналіст України» в далеком уже 1981 году. Автор проанализировала архивы и периодическую прессу 1939 — 1940 годов и привела уникальные цитаты из разных изданий с целью установить настоящую дату начала телевизионной эры в Украине. Именно этот материал госпожи Щербатюк заставил меня еще раз наведаться в фонды газетного архива Национальной научной библиотеки им. Вернадского и найти номер киевской газеты «Більшовик» от 8 февраля. В нижнем углу третьей страницы — пожелтевшая фотография, которую я скопировал в собственный архив со страниц другого издания — московского журнала «Радиофронт». На этой фотографии — выступление украинского бандуриста в студии только что построенного Киевского телецентра в феврале 1939 года. Самым ценным оказалось то, что киевская газета сообщила, кто именно изображен на фото: «Выступает руководитель ансамбля бандуристов тов. А.М.Бобир, слева около телепередатчика техник-оператор тов. К.А.Лобановская». Госпожа Щербатюк в своей работе рассказывает об активной и регулярной работе Киевского телецентра в 1939 — 1940 годах. Безусловно, интересным является и приведенный госпожой Щербатюк фрагмент репортажа из материала «Говорит Киев» (№3 журнала «Радіо...» за 1940 год) о выходе в телевизионный живой эфир в те времена: «Просторная комната телевизионного центра залита слепящим светом юпитеров. Все готово к началу очередной телепередачи. В комнату входят загримированные выдающиеся деятели советской сцены: народная артистка СССР орденоносец Литвиненко-Вольгемут, народные артисты УССР орденоносцы Паторжинский, Донец, Петрусенко и другие участники передачи...». То есть никаких сомнений: украинскому телевидению за 70!

Просмотрев не только партийно-советские газеты и журналы, но и специализированные издания для радиолюбителей, наткнулся на два интересных журнала: украинский «Радіо: Мовлення. Слухання. Техніка. Аматорство» (орган Всеукраинского радиоуправления) и всесоюзный «Радиофронт» (орган Всесоюзного радиокомитета при СНК СССР). Первое, что действительно поразило, — большое количество материалов, посвященных телевидению. Практически в каждом номере — статьи о различных аспектах телевизионной работы и ряд материалов, посвященных тому, как переделать свой радиоприемник для приема телепрограмм. Большое внимание телевидению уделяется и во всесоюзном журнале 1939 года: статьи о Ленинградском телецентре с фотографиями аппаратных и студий, рассказы о громадном по размерам аппарате «Телевизор ТК-1» стоимостью от 10000 до 11100 советских рублей с его описанием и фото, отзывы участников телевизионных программ и специалистов, специализированные технические материалы и советы. Даже призыв телелюбителей информировать редакцию о своих телеприемниках (самодельных или фабричных) и их технических характеристиках и типе. Телевизоры в тексте названы гордо: «установками», а телелюбителей «просят сообщить свои адреса». Очевидно, на всякий случай. Ведь на страницах журналов говорится о возможности и качестве приема телесигналов даже из Америки(!) и публичном показе телепрограммы в Нью-Йорке на экране размером 3,5 на 4,5... метра(!!). Обращает на себя внимание полное отсутствие в этих материалах элементов «сенсационности» или «новизны». Телевидение того времени — это простая и давно знакомая, если хотите, бытовая вещь! Украинский специализированный радиолюбительский журнал 1939 года пишет о работе киевского телецентра как о давно сложившемся факте.

Еще одну интересную информацию из архивов удалось выловить на страничках ограниченно сохранившихся экземпляров еженедельной газеты «Радіопрограми» за 1939 год. Исследование этого двустраничного информационно-агитационного издания дало неожиданные результаты: расписание телепередач на неделю! Первое в Украине! В центре страницы «Радіопрограми» №17 (за неделю с 7 по 12 апреля 1939 года) размещено объявление: «Внимание! По вторым, четвертым и выходным дням шестидневки в 19.00 будут проходить телепередачи...» Впервые в истории отечественного телевидения 8 апреля граждане Украины имели возможность ознакомиться с первой напечатанной телепрограммой. В следующем №18 объявление подано уже мощным жирным шрифтом! А в №19 впервые имеем возможность прочитать и о соответствующем содержании телепередач. Для примера, 20 апреля: «Сценки из опер «Тихий Дон» и «Поднятая целина», а 24 апреля — «Юмор и сатира». Интересно, что в №20 напечатана информация об изменении расписания. Все вышеприведенное означает одно: телевидение в Украине в 1939 году стало регулярным! Не этот ли факт стал весомым аргументом для вступления в 1946 году Украины в Международную организацию радио и телевидения?

Еще одна околотелевизионная занятная вещь. И на страницах украинского журнала, и на страницах всесоюзного журнала появились материалы, подписанные «Ткаченко». Именно так — просто и сухо. На страницах «Радиофронта» рядом стоит еще «Пересецкий». Эти материалы о работе киевского телецентра показались мне обычными... доносами. Стилистика написанного соответствующая: «Потратив сотни тысяч рублей... не делают ничего... Какое-то пассивное отношение... Телепередача заранее не была подготовлена... Вместо популяризации получилось наоборот — компромитация...». Это украинский вариант. «Ни о какой серьезной работе говорить не приходится... не для того его строили (телецентр. — Авт.) и не таким способом следует выполнять важнейшие директивы партии и правительства в отношении пропаганды телевидения в нашей стране...». Это уже вариант общесоюзный. Рядом с материалом, среди фото всех членов политического руководства СССР, отчаянно (наверное, уже в 50-е годы) зачеркнутое крест-накрест фото с подписью «Берия Л.П.» И женской рукой (каллиграфично и округло) вставлено: «Гад!!!». Будто крик сквозь время. С напоминанием, что могли означать написанные выше строки «сигналов» образца 1930-х. Надеюсь, украинские первопроходцы-телевизионщики не погибли от приговора по печально известной 58 статье УК с формулировкой от «троицы»: «За выбор заранее устаревшей буржуазной системы механического телевидения на дисках Нипкова на 30 строк вместо прогрессивной электронной системы телевизионного вещания».

Не вдаваясь в технические подробности, отмечу, что система механического телевидения, воплощенного в жизнь в феврале 1939 года в Киеве, действительно не самая лучшая. Хотя справедливости ради сообщу, что Киевский телецентр работал на значительно модернизированном отечественными специалистами оборудовании. На него потрачено, как следует из показаний «знающего человека», сотни тысяч советских рублей. Почему-то сегодня на сайте НТКУ в разделе «История» Киевский телецентр тех времен назван «миниатюрной студией». Автору этих строк удалось найти в архивах даже достаточно подробное описание того Киевского телецентра и пространный рассказ об одной из первых творческих команд украинских телевизионщиков. Жаль только, что на этот раз журналист не назвал имена первопроходцев и не взял с собой фотографа с легендарной «Лейкой». В репортаже В.Барковского «В студии телевидения» («Вісті» от 3 июня 1939 года ) читаем: «...Режиссер сидит за своим пультом в комнате, отделенной от студии стеной. У него на столе — приборы специальной связи и контрольный телевизор... яркий свет мощных прожекторов освещает лица исполнителей. В студии — семь планов — семь точек съемки, размещенных ближе или дальше по отношению к объективу телепередатчика... Рядом с режиссером... сидит оператор, следящий за передвижением актера. Слева — табло техника-фоника, который контролирует качество звука и регулирует его слышимость. Телефон соединяет фоника с главной аппаратной, где установлена усилительная аппаратура и пульт для контроля приема». Тогдашний «телевизионный критик» даже сообщает о творческих планах телевизионщиков конца 30-х прошлого века: пригласить в студию балетную труппу (!). Интересно было бы посмотреть на попытки танцоров подбросить вверх и подхватить партнерш в «миниатюрной студии»! И будто посылает нам журналист сквозь время коротенький вывод: «Период опытов в Киевском телевизионном центре окончен. Начались уже регулярные передачи. В студии выступают известные люди нашей страны: артисты, чтецы, музыканты и певцы». Еще одна занятная штучка на страницах журнала «Радіо...»: рядом с фотографией, изображающей рабочий момент выхода в эфир телепрограммы под названием «В телестудии Укррадиокомитета», читаем: «Телевидение на 30 строк существует теперь только в СССР. За рубежом фирмы прекратили этот вид вещания, потому что не получали от него значительной прибыли...» Дальше в тексте находим настоящую историческую изюминку: «Интересно отметить, например, что в Англии, где насчитывалось много тысяч любителей телевидения на 30 строк, прекращение его вызвало многочисленные протесты со стороны этих любителей. Часть их начала смотреть наши передачи и посылала нам письма о качестве принятых сигналов». Первый в истории украинского телевидения факт вещания за границу!

Так все и начиналось...

Александр ЗЫРИН, украинский независимый телевизионный обозреватель
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ