Телевидение, помимо фильмов, программ, шоу и проектов, создает еще и новые лица. Ведущие, что когда-то были обычными людьми, попадают в ранг звезд. О них говорят и пишут, им подражают, их обожают. Или наоборот. Те же, кто остается за кадром, мелькают на страницах газет и журналов крайне редко — нет информационного повода. И все же кто эти люди, которые изо дня в день работают на зрительскую аудиторию и смотрят на мир через видеокамеру?
Операторов канала «1+1» всех без исключения можно назвать универсальными мастерами своего дела. Несмотря на то, что за каждым из них закреплена определенная программа, они постоянно задействованы в различных съемках — от спецпроектов до многокамерных съемок шоу на концертах, КВНах и выездных мероприятиях.
Многие из них начинали свою работу в игровом кино. На канале «1+1» они занимаются постановочными, репортажными и документальными съемками, и это только добавляет операторам мастерства и опыта.
Один из операторов ТСН Анатолий Кузьменко пришел на канал со студии им. А. Довженко. Работая в новостях, он, как и многие другие, этим не ограничивается. В мае, например, съемочная группа в течение 20-ти дней «намотала» семь тысяч километров, а после этого на очереди была работа над спецпроектом «Двойное доказательство», где были свои командировки и даже некоторый экстрим. Такой ритм вполне естественен для любого профессионального оператора, который никогда не называет свою работу — работой, а всем, чем угодно: хобби, увлечением, пристрастием, самой жизнью…
Нередко операторы сталкиваются со многими неприятными ситуациями. Особенно часто эти моменты возникают за границей, где их ремесло воспринимается в штыки. Так, Анатолий Кузьменко находился в Лондоне как раз в тот момент, когда погибла принцесса Диана. Он по привычке залез на одну из высоких точек, чтобы красиво снять нужный материал, и это вызвало большое негодование публики и полиции. Также там не любят съемок скрытой камерой, особенно строго с этим в Амстердаме в районе красных фонарей. Операторам приходиться убегать с места событий, дабы сохранить, в первую очередь, дорогостоящую камеру, а потом уже и свою голову.
В Берлине на кинофестивале у оператора канала «1+1» Владимира Белощука украли рабочий кофр со всеми аккумуляторами, кассетами и деньгами. Полиция не захотела взять на себя поиски этих драгоценных вещей, и в течение последующих восьми дней фестиваля Владимиру пришлось снимать материал одним блоком, подзаряжая его в любую свободную минутку.
У режиссера и оператора Андрея Нестеренко, всегда работавшего с Ольгой Герасимьюк, экстрим присутствует несколько в другом виде. Те истории и события, участником которых он становится, требуют не только собранности и психоанализа, но и умения абстрагироваться. Андрей рассказывает, что в такие минуты визир видеокамеры служит для него неким барьером, который не позволяет эмоциям захлестнуть его. Уже потом, когда он отсматривает материал, часто ком подходит к горлу.
Однако все они без исключения относятся к таким вещам как к части своей профессии. Владимир Белощук говорит, что операторы постоянно находятся в экстремальных ситуациях, просто нужно уметь максимально мобилизировать физические и умственные способности и на съемках помнить о трех вещах: акцентировке, анализе и отборе происходящего.
Тандем с режиссером — это то, что делает репортаж, сюжет, ролик или фильм действительно качественным и стоящим продуктом. У оператора Николая Мандрича за плечами — 30-летний опыт работы в кино. Он утверждает, что если между ним и режиссером не получится психологической совместимости, то не получится ничего. Нужно снять материал так, чтобы режиссеру было легче его собирать и монтировать.
На «1+1» сформировался очень сильный операторский коллектив. Есть на канале свои главные операторы — Игорь Иванов и Владимир Гуевский. Что значит главные? Да просто с первого года существования «1+1» они задают тон, стилистику и эстетическое направление канала.
Что же сами операторы считают главным в своей работе? Умение создать свой визуальный мир и донести его до зрителя, реализовать свои эмоции через изображение, найти те детали и главные нюансы, которые сделают материал оригинальным, ярким и запоминающимся.